История психологии. Лекции — рационалистический и эмпирический пути познания мира
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Философия Нового времени: рационалистический и эмпирический пути познания мира
В XVII в. начали интенсивно развиваться науки. Иоганн Кеплер (1571-1630) дает математическое обоснование открытий Н. Коперника и завершает революционный переход от теории кругового движения планет (аристотелевско-птолемеевской) к теории эллиптического движения. Г. Галилей обосновывает ошибочность разделения физики земной и небесной. Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) сводит в единые законы гравитации силы, управляющие орбитальным движением планет и движением предметов на поверхности Земли. Уильям Гарвей (1578-1657) доказывает, что кровь в теле циркулирует, описывает большой и малый круги кровообращения через механистические понятия. Роберт Бойлъ (1627-1695) становится основоположником научной химии. Христиан Гюйгенс (1629-1691) вносит значительный вклад в различные области науки, включая создание волновой теории света (Смит Н., 2003). В некоторых периодизациях истории этот период получил название «научной революции» (Антисери Д., Реале Дж., 2002). Наблюдался интеллектуальный взлет. В философии и теории познания наметились два течения — эмпирическое и рационалистическое. Исторические корни рационалистической и эмпирической методологии можно найти в античной материалистической и идеалистической философии. Два направления различаются в подходах к решению основных проблем познания:
1. Проблема источников и происхождения знаний. Рационалисты считали, что знание является
врожденным, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение; эмпирики считали, что знание — это результат опыта, приобретенного при
жизненно.
2. Проблема соотношения чувственного опыта и логического мышления. Для рационалистов приоритетным являлось логическое суждение.
3. Проблема отношения познавательных процессов к физическому миру и познаваемости мира. Не
которые представители рационализма стояли на позициях непознаваемости, а эмпирики — преимущественно на позициях познаваемости мира.
4.Проблема взаимоотношения психических и телесных процессов. Для рационалистов телесное и психическое — это отдельные, несводимые друг к другу субстанции; эмпирики стояли на позициях дуализма души и тела, или на позициях психофизиологического параллелизма.
Различия между учеными-рационалистами и эмпириками касались предпочтений в использовании методов — метода логической дедукции (рационалисты) и метода логической индукции (эмпирики) (Якунин В. А., 1998).