История психологии. Лекции — рационалистический и эмпирический пути познания мира

Философия Нового времени: рационалистический и эмпирический пути познания мира

В XVII в. начали интенсивно развиваться науки. Иоганн Кеплер (1571-1630) дает математическое обоснование открытий Н. Коперника и завершает революционный переход от теории кругового дви­жения планет (аристотелевско-птолемеевской) к теории эллиптического движения. Г. Галилей об­основывает ошибочность разделения физики земной и небесной. Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) сводит в единые законы гравитации силы, управляющие орбитальным движением планет и движением предметов на поверхности Земли. Уиль­ям Гарвей (1578-1657) доказывает, что кровь в теле циркулирует, описывает большой и малый круги кровообращения через механистические понятия. Роберт Бойлъ (1627-1695) становится основопо­ложником научной химии. Христиан Гюйгенс (1629-1691) вносит значительный вклад в различные об­ласти науки, включая создание волновой теории света (Смит Н., 2003). В некоторых периодизациях истории этот период получил название «научной революции» (Антисери Д., Реале Дж., 2002). На­блюдался интеллектуальный взлет. В философии и теории познания наметились два течения — эм­пирическое и рационалистическое. Исторические корни рационалистической и эмпирической мето­дологии можно найти в античной материалистичес­кой и идеалистической философии. Два направле­ния различаются в подходах к решению основных проблем познания:

1. Проблема источников и происхождения зна­ний. Рационалисты считали, что знание является
врожденным, а всеобщие понятия имеют априор­ное происхождение; эмпирики считали, что зна­ние — это результат опыта, приобретенного при­
жизненно.

2. Проблема соотношения чувственного опыта и логического мышления. Для рационалистов приори­тетным являлось логическое суждение.

3. Проблема отношения познавательных процес­сов к физическому миру и познаваемости мира. Не­
которые представители рационализма стояли на позициях непознаваемости, а эмпирики — преиму­щественно на позициях познаваемости мира.

4.Проблема взаимоотношения психических и те­лесных процессов. Для рационалистов телесное и психическое — это отдельные, несводимые друг к другу субстанции; эмпирики стояли на позициях дуализма души и тела, или на позициях психофи­зиологического параллелизма.

Различия между учеными-рационалистами и эмпириками касались предпочтений в использова­нии методов — метода логической дедукции (рацио­налисты) и метода логической индукции (эмпири­ки) (Якунин В. А., 1998).

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции