История психологии. Лекции — Научные и философские идеи периода Возрождения
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Научные и философские идеи периода Возрождения
Период Возрождения наступает после средневековья и датируется XIV-XVI вв. Он характеризуется активизацией культурной и научной жизни (возрождение). В той или иной степени он затронул большую часть стран средневековой Европы, в том числе и Россию, но в основном — страны Западной Европы. Наиболее важной отличительной чертой эпохи Возрождения явилось возвращение к ценностям античности. В Европе появляются копии античной скульптуры, живописные полотна, навеянные темами античности (например, фрески Рафаэля «Афинская школа» в соборе Св. Петра). В 1440 г. немецкий мастер Иоганн Гут-тенберг (1406-1468) изобрел первый печатный станок — началась эпоха книгопечатания. Первыми в печатную форму перевели философские трактаты античных авторов. Расцвет переживала и литература: печатаются произведения Сервантеса, Данте, Шекспира. Появляется понятие humanitas как свойство человека, которое определяет его достоинства и влечение к знаниям.
В Европе начинается активный процесс урбанизации: большие города становятся средоточием культурной, экономической, научной жизни. Появляются университеты, образование приобретает огромное значение.
Картина научной жизни Европы. Возрождение —период великих открытий в области астрономии — связан с именами Николая Коперника, Джордано Филиппе Бруно и Галилео Галилея. Николай Коперник (1473—1543) — польский астроном и мыслитель, автор знаменитой работы «О вращении небесных сфер» (1543). Он развивает и доказывает как научную истину идею гелиоцентризма, согласно которой Земля в числе других планет вращается вокруг Солнца (Гелиос — Солнце). Впервые гелиоцентрическая концепция была сформулирована в III в. до н. э. Аристархом Самосским. Гелиоцентрическая теория пришла на смену геоцентрической теории Птолемея (Гео — Земля), которой придерживался и Аристотель. Джордано Бруно (1548-1600), итальянский философ и поэт, развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, высказывал идеи о бесконечном множестве миров во Вселенной в работе 1584 г. «О бесконечности Вселенной и мирах». В 1592 г. его обвинили в ереси и свободомыслии (он полагал, что весь мир одушевлен — пантеистическая концепция мира) и после 8-летнего тюремного заключения сожгли на костре. Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский физик, астроном, математик, разделявший и защищавший идеи Коперника. Дважды представал перед судом инквизиции в Риме. Галилей в возрасте 70 лет под сильнейшим давлением церкви вынужден был отречься от своих убеждений.
Политический реализм Николо Макиавелли.
С Макиавелли (1469-1527) начинается новая эпоха в политическом мышлении: политика выделяется как особый предмет или область культуры. Знаменитая работа Макиавелли «Государь» написана в 1513 г., а опубликована только в 1531 г., т. е. через четыре года после смерти автора. Книга представляет собой назидание, или совет входящему во власть политику. Новизна работы состояла в том, что ее автор, может быть, впервые отделил жизненные реалии от идеала — то, что «должно быть», согласно нравственной и религиозной этике, от «вещей, как они есть». Макиавелли сконцентрировал свое внимание на этом разрыве и проанализировал факты политики, исходя из принципа политического реализма. Позиция Макиавелли получила название антропологического пессимизма, так как природа человека, увиденная оком холодного наблюдателя, оказалась далекой от идеала: «...человек, сам по себе ни плох, ни хорош, но склонен быть плохим», «...людьми управляют малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, необязательность, неумение страдать ради достижения цели, едва только палка или плеть выпадет из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается» (Лнтисери Д., Реале Дж., 2001). Монарх, принимая решения на благо своего народа, должен ориентироваться именно на эту сторону природы человека. Имя Макиавелли стало нарицательным (макиавеллизм), символом манипулятивного поведения.