История психологии. Лекции — Выделение психологии в самостоятельную науку
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Выделение психологии в самостоятельную науку
Вильгельм Вундт (1832-1920) — знаменитый немецкий ученый, организатор науки. С его именем связан ключевой момент в развитии психологии, так как именно он организовал первую Лабораторию по экспериментальному изучению сознания в г. Лейпциге в 1879 г. и первый учебный центр, где можно было получить психологическое образование — Институт экспериментальной психологии.
Вундт был вторым сыном в семье пастора. Многие представители семейства Вундтов прославились в различных областях науки. Первоначально он обучался медицине в двух немецких университетах (Гейдельберге и Тюбенгене), затем в течение года изучал физиологию в Берлинском университете, позднее, уже получив докторскую степень, работал лаборантом у Гельмгольца, знаменитого своими работами по физиологии распространения возбуждения в нервном волокне и исследованиями восприятия пространства (Шульц Д., Шульц С., 1998).
В организованном институте Вундт читал лекции но логике, психологии, психологии языка, космологии, математической логике, психологии народов, физиологии нервной системы и головного мозга, основам этики и права (Ждан А. Н., 1997). Его лекции посещали до 600 человек. Лейпциг стал местом паломничества тех, кто интересовался проблемами психологии. В числе обучавшихся, стажировавшихся или просто посещавших институт и лабораторию Вундта были американцы Стэнли Холл (основатель педологии), Хьюго Мюпстерберг (основатель промышленной психологии); немецкий психиатр, один из основоположников современной психиатрии Эмиль Крепелин; единственный верный ученик Вундта англичанин Эдвард Титченер (создатель школы структурной психологии); основатель Вюрцбургской школы экспериментального исследования мышления Освальд Кюльпе и его сотрудник Карл Марбе; русские ученые — психиатр, невролог Владимир Михайлович Бехтерев, психиатр Владимир Федорович Чиж, психолог Николай Николаевич Ланге (создатель одной из первых лабораторий экспериментальной психологии в Одессе) и многие другие.
Вундт сформулировал свои идеи относительно применимости эксперимента в психологии в работе «Очерки по теории восприятия» (1862), а в работе «Лекции о душе человека и животных» (1863) обосновал свое убеждение о невозможности применения метода эксперимента к анализу продуктов человеческого духа — языку, мифам, верованиям. К середине 60-х гг. XIX в. у Вундта сложилось представление о предмете психологии как науки, о ее методах и ближайших задачах развития.
Предмет психологии. Подвергнув критике представления о том, что психология — это наука о душе или внутреннем опыте, Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте сознания, где субъект и объект находятся в неразрывном единстве. Непосредственный опыт сознания состоит из двух рядов факторов — объективного содержания опыта, в котором отражен объективно существующий внешний мир, и субъективного опыта воспринимающего мир субъекта. В связи с этим психология имеет дело с двумя видами психических элементов. Элементы объективного содержания -это ощущения (тепла, света, тона, твердости, вкуса, запаха и др.). Элементы субъективного ряда могут быть описаны с помощью элементарных эмоций, которые переживает субъект, воспринимающий мир (в диапазоне удовольствия—неудовольствия), и уровня активации субъекта (возбуждение—успокоение, напряжение—релаксация). По мнению Вундта, многообразие субъективного мира выше многообразия объективного мира.
Таким образом, элементарными составляющими непосредственно текущего опыта субъекта являются три феномена — ощущения, чувства, активация. Задача психологии состоит в том, чтобы исчерпывающим образом описать составляющие непосредственного опыта сознания субъекта. При этом Вундт полагал, что элементы сознания («атомы мозга») не статичны и их связи не механические, а сознание обладает функцией апперцепции, или «творческого синтеза» и интеграции по отношению к элементарным феноменам.
В более поздний период своей научной деятельности (80-е гг., известные как философская декада) Вундт пришел к пониманию того, что кроме непосредственно текущего опыта сознания отдельного субъекта есть еще огромный пласт культурно-исторического опыта всего человечества, который не может игнорировать психология: это — язык, мифы, верования, т. с. то, что Вундт назвал «высшими продуктами человеческого духа». Данная линия развития психологии представлена в 10-томном издании «Психология народов» (1900-1920). Методы психологии. Из такого понимания предмета психологии вытекает важное следствие: для измерения элементов непосредственного опыта сознания необходимо к объективному ряду данных применить эксперимент, ко второму, субъективному ряду — метод интроспекции, поскольку эта феноменология открыта только переживающему субъекту и никому другому.
К психическим явлениям, связанным с культурно-историческим прошлым человечества, как полагал Вундт, применим только описательный метод исследования.
Тематика лабораторных исследований в школе Вундта. В лаборатории Вундта с помощью эксперимента изучались следующие характеристики ощущений (и восприятий): объем поля зрения и эффекты бинокулярного и монокулярного зрения, восприятие цвета, последовательные образы, зрительная адаптация и световой контраст. В 90-е гг. начались работы по исследованию других модальностей — слуховых ощущений (Крюгер), кожных и осязательных ощущений (Блике, Фрей), обонятельных и вкусовых ощущений. Появилось деление па контактные и дистантные органы чувств, возникли гипотезы о филогенетически более древних (контактных) и более «молодых» (дистантных) органах чувств. Кроме того, делались попытки изучения продолжительности элементарных психических актов — ощущений с помощью измерения времени реакции. В числе научных тем лаборатории Вундта была тема, связанная с исследованием не простого времени реакции на физические раздражители, а реакций на речевые сигналы, эксперименты, которые проводили и другие исследователи (Ф: Галь-тон). Этот тин эксперимента получил название ассоциативного эксперимента. Вундт классифицировал разнообразные речевые ответы на следующие классы: а) словесные ассоциации, возникающие как результат установившихся в культуре связей (стол—стул, вода—река); б) внешние ассоциации, основанные на названии предметов, попадающих в поле зрения испытуемого в момент эксперимента; в) внутренние ассоциации, основанные на логических отношениях значений (родовидовых, видо-видовых и др.).
Если говорить о самой школе Вундта, то она прекратила свое существование, так как «он смог привлечь многих, но удержал немногих» (Ярошев-ский М. Г., 1976, с. 309). Многие его ученики (за исключением Э. Титченера) отказались от идей учителя и встали во главе отдельных психологических школ и течений конца Х1Х-начала XX в. Психология стала развиваться по законам малых групп: формировалась-группа (школа) с идейным лидером, жесткими границами членства, оппозиционно настроенная по отношению к представителям других школ, со своими печатным органом и организационной структурой (Ярошевский М. Г., 1976). Этот период развития психологии в отечественной литературе получил название кризиса, но, заглядывая вперед и анализируя развитие психологии в XX в., можно сказать, что этот кризис принял хронический характер. Если к рубежу XIX-XX вв. в психологии насчитывалось 5 наиболее крупных теоретических направлений (бихевиоризм, психоанализ, структурная психология, функциональная психология, гештальтпсихология), то к рубежу XX-XXI вв. Н. Смит (2003) описывает 16 психологических систем, включающих в себя школы как более мелкие единицы.