История психологии. Лекции — Статистические методы в психологии
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Статистические методы в психологии
Другим следствием популяционных исследований Галь-тона явилась разработка статистических методов (и использование их в психологии). Гальтон полагал, что умственные способности составляют непрерывную величину — от максимальных до минимальных значений, равномерно распределенную в популяции. Для описания своих результатов он воспользовался понятиями нормального законараспре-деления, средних оценок и стандартного отклонения, или разбросом вокруг средней. Эти понятия были заимствованы им из работы бельгийского математика Кетле, который впервые применил статистические методы к анализу биологических ве личин (роста человека) и социальных процессов. В 1888 г. студент Гальтона Карл Пирсон разработал коэффициент корреляции, который применялся для определения меры сходства показателей родителей и детей и используется в психологии до иастряще-го времени как коэффициент корреляции Пирсона.
Помимо описанных достижений Гальтон разрабатывал проблемы физиогномики, дерматоглифики, изучал два вида близнецовости (в современной терминологии — моно- и дизиготных близнецов) с помощью анкетных опросов родителей.
Первые шкалы тестирования интеллекта, исследования А. Бине. Альфред Бине (1857-1911) -французский психолог, автор работ по исследованию людей с выдающимися способностями (в области счета, шахматной игры) и людей с патологией личности. Исходил из представления о том, что сущность интеллектуальных способностей составляют не сенсорные и сенсомоторпые реакции, а такие познавательные способности, как память, внимание, воображение и сообразительность. В 1904 г. по инициативе французского министерства народного образования была создана комиссия по изучению умственных способностей детей с трудностями в обучении. Бине и французский психиатр Теодор Симон участвовали в работе этой комиссии и разработали ряд интеллектуальных задач для детей в возрасте 3-12 лет. На основе этих задач был составлен первый тест на интеллект, получивший название «метрической шкалы интеллектуального развития», или «теста Бине—Симона». Первоначально он состоял из 30 вербальных, перцептивных и психомоторных задач, расположенных в порядке возрастания сложности.
Приведем примеры вербальных заданий для детей 11 лет (Бине А., Симон Т., 1911):
«— Что надо сделать прежде, чем решиться на важное дело?
- Почему скорее прощают проступок, совершенный под влиянием гнева, чем дурной поступок, совершенный в спокойном состоянии?
— Что надо сделать, когда спрашивают ваше мнение относительно малознакомого вам лица?
- Почему должно судить о другом лице скорее по его поступкам, чем по его словам?».
К каждому вопросу приводились варианты хороших, средних и плохих ответов. Тест неоднократно модифицировался. Основным понятием теста являлось понятие умственного возраста, который определялся по количеству правильно данных ответов, соотнесенных с возрастной нормой. Возрастные нормы устанавливались эмпирически, если 79% выборки детей определенного возраста успешно решали задачи, что считалось адекватным возрасту. Результатом тестирования являлся показатель интеллектуального развития, который представлял собой разность между показателем умственного возраста (успешностью решения заданий) и хронологического возраста. Положительные значения интерпретировались как умственное превосходство, а отрицательные — как умственная отсталость. Например, если ребенок 4-летнего возраста решал все задачи, предназначенные для ребенка 5 лет, то умственный возраст этого ребенка был равен 5, соответственно разность составляла + 1, что свидетельствовало об умственном превосходстве.
В 1912 г. немецкий психолог Вильям Штерн, уже упоминавшийся здесь в связи с развитием детской психологии, ввел понятие коэффициента умственного развития (mental quotient), т. е. отношения умственного возраста к хронологическому в процентах. После смерти Бине в 1911 г. развитие тесто-логии переместилось в США, где получило большую популярность, поскольку соответствовало прагматическому духу американской культуры. Тест был модифицирован и стандартизован бывшим студентом Стэнли Холла Льюисом Термаиом в 1916 г. Модификация состояла в уменьшении числа вербальных (речевых) заданий и увеличении числа невербальных заданий, так как результаты систематически подтверждали, что оценки невербальной части теста высоко коррелируют с шкалой жизненного успеха (образованием, карьерой, доходом). В основу концепции интеллекта было положено представление о том, что невербальные способности природно обусловлены, являются постоянными характеристиками личности и, следовательно, могут быть использованы для прогноза жизненной успешности. Тест получил название Стэнфорд-Бине по названию университетского городка, в котором
работал Терман.
Начало 20-х гг. XX в. считается периодом бума тестирования интеллекта в США. Тесты применялись при приеме на работу, учебу, при отборе в армию. Ежегодно продавалось до 4 млн экземпляров тестов, в основном для использования в государственных школах. Поскольку процедура тестирования требовала индивидуального обследования и значительных временных затрат, начали разрабатываться методы групповой экспресс-диагностики интеллекта. Такими тестами .явились «армейские альфа- и бета-тесты», разработанные в конце Первой мировой войны (в 1917 г.) учеником Термана Артуром Оттисом.