История психологии. Лекции — Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов периода Просвещения-ХVIII в.
Культура Просвещения, охватившая такие страны Европы, как Франция, Англия, Германия, Италия, Россия, характеризуется следующими чертами: твердой верой в человеческий разум как орудиепреобразования мира; убежденностью в том, что человечеству необходимо освободиться от многих предрассудков, догм и религиозной нетерпимости; ростом религиозных свобод и возникновением новых форм религиозности — деизма (форма религиозности, при которой сохраняется вера в Бога, но нет жестких требований к ритуальности) и атеизма [мы придерживаемся позиции Э. Фромма (1993), согласно которой атеизм обладает признаками религиозной культуры; в нем есть явно выраженная ритуальность, сформулированная догматика, границы членства и нетерпимость к инакомыслию; он охватывает большие социальные группы и сплачивает их идеологическ; верой в достижимость гражданских свобод и равноправия (французская «Декларация прав человека и гражданина», написанная в 1789 г. в начале Великой французской революции).
В наибольшей степени культура Просвещения охватила Францию, и во Франции этот исторический период получил название «века энциклопедистов». Это было связано с тем, что с 1751 по 1772 г. во Франции издавался знаменитый «Толковый словарь наук, искусств и ремесел», или «Энциклопедия». В издании, вышедшем под редакцией и при поддержке Дени Дидро и Жана Д'Аламбера, насчитывалось 17 томов текста и 11 томов гравюр, а в отличие от 2-томного английского словаря сюда входили статьи по гуманитарным вопросам. Подобным изданием французские энциклопедисты вне ели свой вклад в дело просвещения. Девиз эпохи Просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом» (Антисери Д., Реале Дж., 2001).
Сенсуалистская теория познания аббата де Кондильяка (1714-1780) (светское имя Этьен Бон-но). Кондильяк получил теологическое образование и принял сан священника в возрасте 26 лет> но постепенно утратил интерес к религии. Основными его работами являются «Трактат о системах» (1749) и знаменитый «Трактат об ощущениях» (1754). Первая работа посвящена резкой критике рационалистических идей Декарта, Лейбница и Спинозы: «Оперируя какой-нибудь предвзятой идеей, часто даже не продумав ее, тот, кто желает прослыть метафизиком, начинает собирать все слова, которые, по его мнению, имеют хоть какое-то отношение к идее, он обзаводится следующими словами: бытие, субстанция, природа, атрибут, модус..., вечность, в результате можно только накапливать бесконечные ошибки, а сознание должно довольствоваться неясными понятиями или бессмысленным набором слов» (Антиссри Д., Реале Дж., 2001). • Под влиянием английского эмпирика Дж. Лок-ка Кондильяк развил сенсуапистскую теорию познания, согласно которой основу и начальную ступень процесса познания составляли сенсорные процессы, или чувства в архаичной терминологии (ощущения и восприятия). По существу, этой позиции придерживались и философы античности Демокрит, Платон и Аристотель. Различие состояло только в следующем: Демокрит полагал, что сенсорные процессы дают истинную информацию о мире, тогда как Платон считал сенсорную информацию ненадежной, не дающей истинного (или сущностного) знания.
В «Трактате об ощущениях» Кондильяк стремился доказать, что все психические процессы выводятся из ощущений, и оспаривал теорию врожденных идей Декарта. Для доказательства Кондильяк воспользовался умозрительной моделью статуи, лишенной всех психических способностей, за исключением одной, минимально значимой для жизни человека, способности воспринимать обонятельные ощущения. Сильное, неожиданное обонятельное ощущение порождает внимание, при повторном воздействии два стимула сравниваются, что с необходимостью требует участия памяти, способности сравнения и способности выносить суждения, которые и составляют суть самых сложных действий интеллекта. Каждое ощущение сопровождается эмоцией удовольствия или неудовольствия, что в свою очередь определяет направленность деятельности или волевой импульс. Таким образом, заключает Кондильяк, вся деятельность души — суть ощущения и их превращения, а «человек есть не что иное, как только то, что он приобрел через ощущения» (цит. по: Ждан А. К, 1997).
Представления о телесных и психических процессах, этические взгляды Жюльена Ламетри. Ламетри (1709-1751) был полковым врачом, и его философские взгляды во многом определялись тем, что он наблюдал, выхаживая больных и раненых людей. Две его работы — «Трактат о душе» и «Человек-машина» — были публично сожжены, а сам он подвергся религиозным гонениям, что вынудило его эмигрировать и изменить имя (Шарп). Одна из легенд гласит, что Ламетри умер в результате испытания па себе нового метода лечения.
Для обоснования своей позиции относительно идентичности телесных и психических процессов Ламетри воспользовался идеями Декарта о маши-нообразности телесных функций. Поскольку, по его наблюдениям, больное тело всегда вызывает определенные психические состояния, очевидно, что источником этих состояний являются телесные процессы. Если телесные процессы можно описать с помощью понятия протяженности, т. е. как материальную субстанцию, то и психические (душевные) процессы, идентичные материальным, тоже можно описать, применив ту же терминологию. Таким образом, Ламетри пришел к выводу, что «человек со всеми его душевными способностями — всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждениям автомат» (цит. по: Ждан А. Н., 1997). Из данного утверждения логично вытекает, что душа имеет не божественное, а естественное, материальное происхождение, что делает идею Бога ненужной. Свою атеистическую (а — частица отрицания, теос — бог) позицию Ламетри обосновывает в работе «Естественная история души» (1745). В каче