История психологии. Лекции — Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Рационалистические обоснования философских концепций XVII в.
Рене Декарт (Картезий) (1596-1650), французский философ и математик, родился в знатной семье, получил образование в лучшем учебном заведении Франции (в коллегии Ле Флеш), где проучился 9 лет, из них в течение 5 лет изучал гуманитарные науки (латынь, древние тексты, риторику), а остальные 4 года — математику, физику, логику, метафизику. Затем в течение года изучал медицину и право в университете г. Пуатье (Франция). Декарт участвовал в 30-летней войне на стороне Голландии, которую любил за ее «дух терпимости и свободы». Декарт умер от воспаления легких, простудившись в холодном помещении, где давал уроки философии шведской королеве Христине. Основные работы Декарта: «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644).
Декарт видел мир состоящим из двух субстанций — мыслящей (духовной) и материальной (телесной). Две субстанции различаются между собой по одному крайне значительному критерию — измеримости. Материальный мир измерим с помощью числа, так как имеет протяжение, мыслящая духовная субстанция — неизмерима. Возникает возможность изучать природу, измеряя ее. Такая позиция приводит к утрате принципиальных различий между миром живой и миром неживой природы. Оба мира унифицируются, так как оба могут быть измерены. Материальный мир становится гигантской системой тонко сконструированных машин (Ждан А. Н., 1997). Это суждение, естественно, переносится и на человеческое тело: «Тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат..., когда они собраны от тех же часов или той же машины, когда они сломаны» (Декарт Р., 1989). Понятие, с помощью которого можно описать функции тела, — рефлекс (отражение), механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. Механические метафоры, с помощью которых Декарт описывает живые организмы и соответствующее мышление, оказали сильное влияние на формирование естественно-научного мышления и подход к телу как к объекту, которым можно манипулировать, по аналогии с механизмами. На основе этого мышления сформировалась практика современной медицины, связанная с протезированием органов и тканей, искусственным поддержанием жизни с помощью технических имитаций работы органов (почек, легких, сердца) и др.
С философии Декарта начинается принципи-ально новое понимание души: душа (психика) — это внутренний мир самонаблюдения, духовное бытие, открытое только самому носителю, но никому другому, мир сознания и самосознания. Духовное бытие противопоставлено телесному бытию: они несоизмеримы, абсолютно различны, так как подчиняются разным законам. Такая позиция относительно души и тела получила название психофизиологического дуализма (двойственности). Идея несоизмеримости породила в психологии психофизиологическую проблему, суть которой в современном звучании заключается в непереводимости языка частотно-импульсного нервного кода (процесса в нервном волокне) на язык разворачивающегося психического процесса и его продукта (образа, эмоции, потребности и др.).
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) — известный философ Нового времени, философ с трагической судьбой, умерший в нищете от туберкулеза. Его учение, можно сказать, совпадало с его жизнью, а такое совпадение древние рассматривали как признак подлинности учения (Антисери Д., Реале Дж., 2002). Он был талантливым юношей из состоятельной еврейской семьи, ожидалось, что станет равви ном, но он начал высказывать недогматические идеи, в связи с чем его подвергли херему и изгнали из общины. Основной причиной отлучения были разделяемые им пантеистические убеждения Спинозы, согласно которым Бог не имеет антропоморфного облика, а разлит во всей природе: «Все есть лики Бога». Пытаясь преодолеть дуализм концепции Декарта, Спиноза формулирует представление о существовании единой субстанции, которая происходит сама из себя и творит сама себя («causa sui»), является вечной, существует объективно и не зависит от творца. Сущность единой субстанции открывается через атрибуты, раскрывающие фундаментальные свойства субстанции. Субстанция имеет множество атрибутов, но они скрыты от человека в силу ограниченности его познавательных возможностей; ему открыты лишь два атрибута субстанции — мышление и протяжение, или протяженность (т. е. атрибут пространства). Все многообразие окружающего мира, предметы, явления, события — модусы субстанции, их великое множество. Каждое конкретное проявление мира — модус — может быть описан с помощью двух атрибутов — мышления и протяжения. Спиноза полагал, что психическое (сенсорика, воображение, память, мышление, воля, аффекты) присуще предметам окружающего мира, т. е. природа одушев-. ленна. Данная позиция получила название гилозоизма. Понятия «пантеизм» и «гилозоизм» — являются синонимами. Представления Спинозы о душе и ее взаимодействии с телом противоречивы. Как и любая другая вещь, человек — проявление двух атрибутов (мышления и телесности), но ни одно из проявлений не является приоритетным («Если тело не деятельно, то и душа не способна к мышлению») и ни одно не сводится с другим. «Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому...». Поскольку атрибуты — проявления единой субстанции, духовное и телесное суть две стороны единой субстанции. «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Представления Спинозы о взаимодействии души и тела можно обозначить как психофизиологический параллелизм.
Идеалистическая атомистическая концепция мираГотфрида Лейбница (1646 -1716). Лейбниц — создатель идеалистической традиции в немецкой философии, математик, юрист, историк, филолог. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпциг-ском и Йенском университетах. В юности работал в Париже библиотекарем, был герцогским историографом, в конце жизни исполнял должность тайного советника юстиции. Лейбниц — современник гениев Нового времени Декарта, Спинозы, Гоббса, Локка. Он видел свою задачу в создании такой философской концепции, где было бы восстановлено единство мира (духа и материи), на основе которого можно было бы объяснить бесконечное многообразие мира.
Система взглядов на мир и его эволюцию изложена в нескольких методологических принципах: принципе всеобщих различий (описывает многообразие мира); принципе непрерывности
(повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по ступеням совершенства); принципе дискретности (постепенность или непрерывность слагается из малых скачков и разрывов). Принцип дискретности построен на основополагающем понятии философии Лейбница — на понятии монада. Монады — простые, неделимые, вечные, душеподобные единицы мироздания, которые находятся в постоянном стремлении совершать переход от смутных представлений — перцепции к более ясным представлениям — апперцепции (цит. по: Якунин В. Л., 1998). Определение монад со всей очевидностью свидетельствует о наиболее ярких чертах концепции Лейбница. Это атомистическая идеалистическая концепция: мир дискретен, он состоит из частиц (атомистическая античность), но частицы эти имеют идеальную сущность (душеподобные частицы).
Новизна концепции заключается в попытке описать этапы развития мироздания через новые качества, которые приобретает монада, «продвигаясь по ступеням совершенства»:
1) «чистые монады», характеризуются свойством активности, представляют вечно движущуюся материю и соответствуют уровню неживой природы;
2) «монады души», обладают смутными представлениями (перцепцией) и соответствуют расти
тельному и животному уровням жизни;
3) «монады-духи», характеризуются большей ясностью представлений и соответствуют уровню развития человека;
4) «монады ангела и бога», свободны от материальной оболочки и обладают абсолютной полнотой знания — апперцепцией.
Представления об онтогенезе. Некое подобие описанного движения совершает и человек в процессе своего индивидуального онтогенетического развития:
• низшая стадия, когда душа не обладает свойством отличать одно представление от другого и не выделяет себя как автономную монаду (согласно современным представлениям, ребенок воспринимает мир как поток недифференцированных сен
сорных образов и не осознает собственных границ);
• средняя стадия, стадия смутной перцепции, когда душа может отделять одно представление от другого, но не может выделить себя как отдельную сущность (ребенок отражает мир на предметно-образном уровне, но не способен к самоосознанию);
• высшая стадия, когда душа выделяет себя как отдельно существующую и противопоставляет себя другим представлениям, — стадия самосознания
(Якунин В. А., 1998).
Представления о взаимоотношении души и тела. Пытаясь преодолеть дуалистическую концеп цию Декарта о двойственности мира и разделен-ности человека на две несоизмеримые сущности (мыслящую, т. е. духовную, и телесную, т. е. материальную), Лейбниц формулирует принцип функционального соответствия (психофизиологического параллелизма), согласно которому душа и тело находятся в состоянии гармонии, хотя механизмы, действующие в них, различны: «...душа и тело подобны паре часов, различных по устройству, но с одинаково поставленными стрелками, в результате их ход определяется различными механизмами, но они показывают одинаковое время» (Якунин В. Л., 1998).
Представления о познании изложены в книге «Новые опыты о человеческом разуме» (1703), которая является ответом на работу Локка «Опыт о человеческом разуме» (1690). Так же как и Локк, Лейбниц полагает, что познание начинается с уровня сенсорных процессов, но это знание не является истинным. Истинное знание является врожденным, оно не выводится из опыта и получается благодаря деятельности разума и интуиции. Рациональное познание — это приложение разума и интуиции к данным сенсорного опыта. Познавательные ошибки возникают из-за слабости разума и его основных функций: внимания как стремления к ясности и памяти. Итак, Лейбниц описывает два уровня познания: смутное знание — перцепция и ясное знание — апперцепция. Оба термина широко использовались в философских и психологических текстах, особенно термин апперцепция — в работах немецких ученых И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта.
Опираясь на принцип непрерывности, Лейбниц вводит понятие бессознательных состояний духа.
Наряду с отчетливыми восприятиями в душе есть малозаметные восприятия, которые становятся причиной непроизвольных поступков человека. Сознательные состояния не отличаются от бессознательных какой-либо особой сущностью: в душе постоянно наблюдаются переходы сознательных представлений в бессознательные. Очевидно, такое понимание бессознательного отличается от более позднего, психоаналитического, где существует достаточно жесткая граница между сознательным и бессознательным.