История психологии. Лекции — Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
«Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» — знаменитая работа К. Левина (1990), написанная в 1931 г., в которой он сделал попытку проанализировать изменения, произошедшие в стиле научного мышления ученых эпохи античности и эпохи Возрождения. Эти эпохи разделяет временной период около XVII-XVIII вв. Наиболее существенные изменения в способах научного мышления произошли в следующих аспектах.
Изменился характер научных суждений: если для эпохи античности были характерны так называемые ценностные (или оценочные) суждения, т. е. суждения с позиции «хорошо—плохо», то для эпохи Возрождения — безоценочные суждения о явлениях мира, но таких, какие они есть, независимо от того, «нравятся ли они человеку или нет».
Изменился тип классификаций: на смену дихотомическим (двучленным, двоичным) пришли многочленные классификации, с помощью которых могли быть найдены более общие основания для понимания и описания широкого круга явлений, которые, на первый взгляд, казались несвязанными.
Новое понимание закономерности и случайности также характерно для периода великих астрономических открытий. В аристотелевское время закономерными считались только регулярно повторяющиеся события, события с низкой периодичностью считались случайными и выпадали из поля зрения наблюдателя. Такое внимание к строгой периодичности связано со стремлением античного человека представить хаотичный мир объяснимым и предсказуемым. На заре своей истории человечество тоже было нетерпимо к неопределенности. Позднее случайные и единичные события стали рассматриваться как закономерные, ученые обратили внимание на события и явления с низкой периодичностью.
Изменились представления о взаимоотношениях предметов физического мира с окружающей средой. В период античности считалось, что свойства предмета заложены в его уникальной природе независимо от среды, в которой он находится. С утверждением геоцентрической концепции мира сформировалось представление о том, что проявленные свойства предмета — результат взаимодействия его уникальной природы и окружающей среды.
Проведенный К. Левиным анализ позволил критически взглянуть на положение дел в психологии и обнаружить, что по ряду критериев (оценочные суждения, двучленные классификации, игнорирование ситуационных факторов и др.) некоторые психологические концепции XX в. соответствуют стилю научного мышления периода античности.
Наряду с расцветом наук, искусств и ремесел для эпохи Возрождения характерна вторая составляющая культурной жизни, связанная с ростом религиозного прессинга и широким распространением демонологии. В наибольшей степени эта регрессивная составляющая отразилась на психиатрии, где душевная болезнь считалась расплатой за грехи.