История психологии. Лекции — Идеалистические гуманистические философские концепции
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Идеалистические гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля
Философские представления Сократа. Сократ
(470-399 гг. до н. э.) — сын каменщика (скульптора, по некоторым версиям) — был мастером устной традиции. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшего ученика Платона. Достоверно известно, что в 399 г. до н. э., когда Сократу было около 70 лет, его осудили и приговорили к смерти, обвинив в «нечестии и развращении умов». В «Апологии» (диалогах) Платона воспроизведена речь, которую Сократ произнес на суде в свою защиту. Судебное преследование было основано на обвинении в том, что Сократ «по-грешает и преступает меру должного, исследуя то, что под землею, и то, что в небесах, делая более слабый довод сильным и научая тому же самому других» (Рассел Б., 1998).
С именем Сократа связано изменение проблематики философских учений античности. Он осуществил переход от анализа сущности природы и мироздания к рассмотрению вопроса о том, что такое человек, в чем его сущность.
Определяя природу человека, Сократ установил приоритет познавательных способностей человека и нравственного начала в человеке: «человек — это его душа, т. е. разум и нравственное поведение». Таким образом, возникли две наивысшие ценности, которые до сих пор составляли основание образа идеального человека в европейской
культуре.
Согласно Сократу над человеком есть субстанция — «Божественный разум, который является началом и единственной причиной всех вещей». В каждом человеке, «в тайниках его души», хра-нится знание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощью специ-ального искусства, майевтики (дословно — родо-вспоможение; надо отметить, что мать Сократа была повитухой). Сократическая беседа — способ рас крытия знания, которым обладает человек, при этом знание становится доступным своему носителю. По форме такой диалог обладает сходством с современной психотерапевтической беседой, по содержанию он чаще всего касается тем, связанных с моралью.
Сократ придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа — это разум, она бессмертна и божественна, тело — только инструмент на службе у души.
Учение Платона (427-347 гг. до н. э.). Идеалистическое понимание души достигло наивысшего развития в философии Платона — ближайшего ученика Сократа. Творческое наследие Платона (36 работ, написанных в форме диалогов) сохранилось почти полностью, поэтому историки имеют достаточно целостное представление о философии этого ученого.
«Мир идей». Центральным понятием концепции Платона является понятие «мира идей», идеального, вечного, истинного бытия, которое стоит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия. Материальный мир преходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует. Платон прибег к следующему доказательству существования мира идей: человеческий разум имеет образы вещей, у которых есть источники в виде реальных предметов внешнего мира, но разум содержит также понятия, которые не имеют опоры, источников в мире внешней реальности.
К таким понятиям относятся, например, абстрактные понятия из области эстетики, этики и морали (благо, справедливость, прекрасное и др.). Источники этих понятий находятся в мире идей.
Учение о душе. Душа — это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных (воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом, жизнь души циклична и бесконечна. Телесность — антагонистичная душе субстанция, которая склоняет душу к худшему. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнравственных поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь, последующее телесное воплощение души может быть различным («тот, кто предавался распутству и пьянству..., перейдут, вероятно, в породу волков или других хищников...»). Анамнезис — припоминание душой прежнего опыта телесных воплощений.
Структура души. Душа имеет трехчастную структуру и локализована в теле: рациональная часть души — разум (головной мозг), иррациональная часть состоит из яростного духа или пыла (сердце) и вожделеющей души (печень). Благодаря иррациональным частям души человек переживает такие страсти, как смелость, честолюбие, справедливость («яростный дух») и биологические по требности (вожделеющая душа). Вожделеющая часть души составляет большую часть, она сходна с душой животных. Процессы внутри иррациональной части души по своей природе хаотичны, функция рациональной части души состоит в том, чтобы организовывать и управлять этими процессами. Конфликт между рациональной и иррациональной частями души обнаруживается в сновидениях, «раскрывая за внешностью вполне умеренного человека страшный, беззаконный, дикий вид желаний» («Республика»). Метафоры структуры души — пастух, пес и стадо овец («Государство»); крылатая упряжка с возницей, запряженная двумя лошадьми («Федр»). Психоаналитическая метафора коня (Ид) и наездника (Эго), а также психоаналитическая концепция сна явно навеяны идеями Платона.
Типология личности. Каждая из частей души имеет свою добродетель: разум — мудрость, яростный дух — мужество, вожделеющая душа — воздержанность. На основе трехкомпонентной концепции структуры души Платон разработал типологию личности (градации человека) по критерию преобладания одной из частей души: мудрец; воин, поэт, ремесленник; раб. Типология носит политическую окраску и является «оправданием» политической структуры общества, в котором жил Платон.