История психологии. Лекции — Психофизиология органов чувств
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Психофизиология органов чувств, исследования времени реакции
Успехи в изучении физиологии органов чувств были тесно связаны с успехами ученых в области физики (оптики и акустики): именно они стали первыми исследователями процессов, происходящих в рецепторных окончаниях зрительного и слухового анализаторов. Крупнейшие физики Нового времени И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон, М. В. Ломоносов установили важнейшие оптические свойства хрусталика, описали механизм моно- и бинокулярного зрения, влияние ус-ловий восприятия на характер видения предмета. Дальнейшие исследования сенсорного восприятия проводились в Германии, в лаборатории И. Мюллера — сторонника «витализма», автора учения, согласно которому нервные волокна обладают собственной энергией (Якунин В. А., 1998).
Одним из наиболее видных исследователей сенсорных функций явился немецкий физиолог Герман фон Гелъмголъц (1821-1894). В процессе работы над проблемами зрительного восприятия пространства он пришел к выводу о том, что восприятие -не врожденное свойство, а результат прижизненного опыта субъекта, выделил и описал одно из наиболее важных свойств образа восприятия — его предметность, т. е. отнесенность к внешнему объекту. Этот вывод Гельмгольц получил в опытах по зрительному восприятию в условиях помех. В каче стве помех использовались оптические линзы, искажающие зрительный образ. Несмотря на искаженное видение и соответственно искаженное сет-чаточное изображение, испытуемых учили «видеть» предмет правильно, что достигалось благодаря многократной проверке формы, величины и местоположения с помощью движений глаз и рук. Своими экспериментами Гельмгольц пытался доказать, что образ восприятия является результатом непосредственной психической деятельности субъекта, а не результатом идей, содержащихся в уме в готовом виде (Ярошевский М. Г., 1985). Исследование не только качественных характеристик и механизма восприятия, по и длительности этого процесса было проведено в экспериментах на определение времени реакции.
В 1796 г. в Гринвичской обсерватории (под Лондоном) произошел инцидент (увольнение ассистента за систематические погрешности в измерении времени прохождения звезды через меридиан), послуживший поводом к началу исследований времени реакции. Первым исследователем характеристик человека-наблюдателя стал немецкий астроном Ф. Бессель, который обратил внимание на большие индивидуальные различия в точности наблюдений разных астрономов. Он разработал формулу так называемого личного уравнения наблюдателя, поправочный коэффициент, учитывающий индивидуальную погрешность в точности восприятия светящихся объектов (звезд). Последующие работы по изучению «личных уравнений наблюдателя» привели к созданию искусственных лабораторных условий, которые воссоздают условия работы наблюдателя и позволяют модифицировать условия наблюдения, характеристики стимула (яркость свечения, скорость движения и цвет) и перейти от исследований зрительного восприятия к исследованию других видов чувствительности — слуховой и кожной. Под временем реакции, или временем простой сенсомоторной реакции понимается величина скрытого периода произвольной двигательной или словесной реакции человека на внешний стимул (или время от момента предъявления стимула до момента начала ответной реакции-). Эксперименты по исследованию времени реакции позволяли исследовать зависимость продолжительности реакции от предварительной словесной инструкции, от модальности стимула (зрительный, слуховой), его интенсивности, сложности, местоположения в пространстве и длительности, от наличия и характеристик предупредительного сигнала, а также от тренированности, пола, возраста и психофизиологического состояния испытуемого.
Особая заслуга в исследовании времени реакции принадлежит Гельмгольцу который в 1850 г. с помощью миографической и гальванометричсской методик определил скорость распространения возбуждения в нервном волокне сначала лягушки, а затем и человека. Эта скорость оказалась равной 33,9 м/с, тогда как ранее считалось, чго она равна скорости света или звука (Якунин В. А., 1998). Согласно Гельмгольцу, разность между общим временем реакции на стимул и скоростью проведения импульса в нервном волокне будет собственным временем протекания психического процесса.
В исследованиях подобного рода впервые в психологии возникла возможность определить время протекания простейшего психического процесса — восприятия. Это важно и с точки зрения развития психометрики, т. е. развития измерительных процедур в психологии.
В современных исследованиях по психофизиологии время реакции используется как индикатор изменений функционального состояния центральной нервной системы и ее свойств.
Психофизика Э. Вебера и Г. Фехнера. Первые математические обобщения в психологии, описывающие связь параметров объективного физического и субъективного психического миров, были сделаны двумя немецкими учеными — Эрнстом Ве-бером (1795-1878) и физиком Густавом Фехнером (1801-1887), которые не были знакомы.
Вебер проводил свои опыты в 30-е гг. XIX в. и являлся новатором в измерении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, а также автором метода едва заметных различий, который использовал для измерения абсолютных порогов кожной чувствительности. Кроме того, он измерил так называемые пространственные (двухточечные) пороги кожной чувствительности и обнаружил наиболее и наименее чувствительные участки кожи человека. Можно сказать, что Ве-бер определил факт наличия границы между двумя мирами — миром физической природы и миром психической сенсорной реальности. Основываясь на расчетах, он заявил, что далеко не все события физического мира становятся достоянием психического мира человека, часть из них остается за пределами его сенсорных возможностей,
Густав Фехнер преподавал физику в Лейпциг-ском университете, проводил исследования в области электричества, исследовал цветовое зрение и цветовые последовательные образы, рассматривая Солнце сквозь цветные стекла. По своим философским убеждениям относился к идеалистам и стоял на позициях панпсихизма, полагая, что Вселенная и небесные светила одушевленны, а материя представляет собой лишь оборотную, теневую сторону духовной субстанции. В противовес материалистам он стремился доказать реальность душевных (психических) явлений (Ждан А. Н., 1997). В 1850 г. он начал свои эксперименты по ощущению веса с использованием метода едва заметных различий, а в 1860 г. опубликовал результаты в работе под названием «Элементы психофизики». Фехнеру удалось сформулировать основной психофизический закон, в котором он связал логарифмической функцией два ряда данных — интенсивность субъективных ощущений и значения физического раздражителя. Этот закон гласит, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя или, другими словами, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии (например, 1, 2, 4, 8, 16, 32...) интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5, 6...). На основе полученных данных возникла новая научная дисциплина — психофизика, объектом которой явилось исследование взаимоотношений между миром физической и миром психической реальности.
Благодаря работам Вебера и Фехнера осуществлены некоторые преобразования психологии в естественно-научную дисциплину: внедрен эксперимент как метод проверки научной гипотезы, использованы математические процедуры для измерения психических феноменов.