История психологии. Лекции — Категориальный строй
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Категориальный строй, представления о причинности и ключевые проблемы современной психологии
Для завершения курса по истории психологии требуется теоретическое осмысление как самого пути развития психологической науки, так и ее современного состояния. В отечественной психологии попытку проведения такого анализа предприняли Л. В. Петровский и М, Г, Ярошевский (1998). Традиционно история психологии излагается в описательном ключе с привязкой к временной оси и персоналиям (так сделано и в нашем изложении): это наиболее простой, но менее концептуальный способ. Вместе с тем задача курса истории психологии — способствовать выработке парадигмальной концепции в психологии.
Петровский и Ярошевский, пытаясь создать теоретическую основу психологии, пошли двумя путями. С одной стороны, они рассмотрели историю психологии с точки зрения социальных психологов и описали развитие школ и идей отчасти как результат социально-психологических процессов, происходивших в малой группе (малая группа создавалась вокруг определенной идеологии — теории, сплачивалась возле лидера, контролировала членство, критично относилась к нечленам группы, имела свой печатный орган — как инструмент сплочения и как средство контроля за внешней социальной средой). С другой стороны, они проанализировали ключевые понятия, на основе которых развивались теории или понятия о категориальном строе, делался анализ причинности в истории психологии и теоретических проблем в современной психологии.
Базисные и метакатегории в психологической науке. Авторы выделили следующие базисные психологические категории: образ, действие, мотив, отношение, переживание, которые сформировались как ключевые понятия соответственно в когнитивной психологии, бихевиоризме, психоанализе, психологии межличностного взаимодействия (интер-акционизме) и в экзистенциальной психологии. Базисные категории выступили в качестве своего рода «молекул» психологического знания. Над ними надстраивались категории более высокого уровня обобщения — метапсихологические, такие как сознание, деятельность, ценность, общение, чувство. Метакатегории являлись системообразующими понятиями. Соотношение метакатегории и базисных категорий можно было понять, обратившись к понятиям сущности и явления метафизики Владимира Соловьева или понятиям ненаблю даемое явление и его операционализация через наблюдаемое явление (мысль—слово). В каждой ме-такатегории скрывались сущностные характеристики базисных категорий (наблюдался пример диалектического мышления, уходящего корнями в античность). Такое понимание структуры (инфраструктуры) позволило по-иному взглянуть на общую картину развития науки. Так, применительно к базисной категории «действия» и метакатегории «деятельность» в один ряд встали Декарт, Ламет-ри, Сеченов, Павлов, Бехтерев, Торндайк, Уотсон, Скиннер, Бернштейн, Леонтьев.
Представления о причинности в истории психологии — детерминизм и его варианты. Детерминизм — один из главных объяснительных принципов научного познания, в его основе лежит традиция истолкования событий исходя из причин (явлений), которые предшествуют ему во времени и вызывают его. Петровский и Ярошевский выделили четыре основные формы детерминизма, внутри которых описали разновидности (описания даются в очередности, соответствующей историческому процессу).
Предмеханический детерминизм: гилозоизм, или индетерминизм, жизнь и все ее проявления «произрастают» из Праматери, без вмешательства каких-либо творческих сил; телеология (от греч. telos — цель) — учение Аристотеля о целесообразности как конечной причине; теологический детерминизм — причиной всего является Бог (Августин).
Механический детерминизм: декартовский дуалистический детерминизм, согласно которому часть человека (душа) описывается с помощью теологического детерминизма, другая часть (тело) — с помощью механического детерминизма. Механический детерминизм Ламетри — «человек-машина»; детерминизм, основанный на идее развития. «Анатомический» детерминизм основан на представлении о том, что психические процессы — это результат определенного строения мозга (френология, концепция локализации психических функций). «Физико-химический» детерминизм включает представление о том, что психические процессы можно описать с помощью законов сохранения и превращения энергии.
Биологический детерминизм включает в себя идею вероятностной зависимости в отличие от линейной, жесткой причинности в механическом детерминизме, а также представление о том, что изменения, происходящие в организме, детерминируются будущим, а не прошлым. Его вариантами являются эволюционный детерминизм (причинность как стремление к выживанию) и детерминизм, связанный с наследственной передачей признаков (Гальтон).
Психический детерминизм — представление о том, что психические процессы и их результаты (образ, мысль, мотив, действие) сами могут быть причиной других психических процессов (представления о саморегуляции и механизме обратной связи).
Кроме детерминизма, Петровский и Ярошевский в качестве объяснительных рассматривают принципы системности и развития.
Ключевые проблемы теоретической психологии. Психофизическая проблема связана с вопросом о месте психических процессов в общей картине физического мира, о соотношении психического и физического миров.
Психофизиологическая проблема, напротив, связана с вопросами о том, каким образом в мозговых и нервных тканях зарождаются психические процессы, идеальные по своей природе, каков механизм перевода с языка физиологического на язык психического.
Психогностическая проблема — это проблема познаваемости мира; относительно решения этой проблемы в философии и психологии существуют наибольшие разногласия, касающиеся взглядов на природу человека и мира в целом.
- << Назад
- Вперёд