История психологии. Лекции — Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов XVII-XVIII вв.
Френсис Бэкон (1561-1626) — основоположник английского эмпиризма. Родился в семье лорда, хранителя печати при королеве Елизавете. Мальчиком был представлен ко двору; в 12 лет поступил в Кембриджский университет, обучался философии и юриспруденции. Автор утопической повести «Новая Атлантида» (1627).
Основная философская работа Бэкона «Новый органон», опубликованная в 1620 г., должна была, по мнению автора, заменить работу Аристотеля «Органон». В этом и других своих сочинениях («Опровержение философии») Бэкон нещадно критикует философов античности (Платона, Аристотеля, Эвклида, Птолемея) и эпохи Возрождения (Фому Аквинского, Телезио), отмечая, что «аристотелевская философия хороша только для научных диспутов, но она бесплодна в том, что касается конкретной пользы для жизни людей», «Аристотель, обративший в рабство столько умов, никогда ничем не был полезен человечеству». Основная цель Бэкона — определить, как наука может стать полезной человеку.
Бэкону принадлежит идея единой науки о человеке, попытка выделить ее составляющие (учение о личности, наука о человеческом теле, учение о связи души и тела, учение о душе — чувствующей, нерациональной душе, общей у человека и животных, и рациональной, божественной душе, или духе). Он считал, что чувствующая душа — это невидимое глазу телесное вещество, родственное воздуху, огню и жидкости, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. Чувствующая душа проявляет себя в ощущениях, которые подобны толчку в головном мозге, и восприятиях, которые связаны с осознанием толчка. Разумная душа дана от бога, ее процессы — память, воображение, мышление — предназначены для обработки чувственного материала. Рассудок — это способность обрабатывать чувственный материал согласно законам логики. Особое значение имеют представления Бэкона о процессе познания и ошибках познания (идолах). Он исходит из позиции объективного существования мира, не зависящего от воспринимающего субъекта. Исходный этап знания — чувства, или знание, которое дается через органы чувств. Затем это знание обрабатывается разумом. Анализ познавательных возможностей и ограничений человека приводит Бэкона к выводу, что познание подвержено глубочайшим заблуждениям, которые он называет «идолами», или «ловушками разума». По сути мы имеем дело с первой классификацией познавательных ошибок человека. Итак, выделяется четыре класса ошибок: «идолы рода», ошибки, проистекающие из-за легковерности ума и тенденции подгонять реальность под то, что кажется убедительным, но не является истинным; «идолы пещеры», произошедшие из особой природы души и тела индивида, его привычек, воспитания или других случайностей. Бэкон считал, что прав был Гераклит, когда говорил, что люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом, общем для всех мире; «идолы площади» — результат использования языка для передачи знания — «слова насилуют разум, мешая рассуждению»; «идолы театра» проникли в человеческую душу с помощью различных философских теорий, которые Бэкон называет баснями, утвердившимися в силу традиции и слепой веры (Антисери Д., Реале Дж., 2002). Бэкон разработал сложную концепцию этапов позна вательного процесса, обеспечивающего истинное познание природы («таблицы присутствия», «таблицы отсутствия», «таблицы степеней», цель которых — воспроизведение в уме всех возможных случаев события): основным методом «производства истины» он считал индукцию ~ путь от эмпирических фактов к формулированию гипотезы.
Томас Гоббс (1588-1679) родился в семье приходского священника, окончил Оксфордский университет, поступил на службу в семью герцога Девонширского в качестве гувернера. Был связан с ним всю жизнь. Принимал участие в политической жизни Англии с середины до конца XVII в. На его мировоззрение оказало влияние общение с Ф. Бэ-. коном, Галилеем и Декартом. Согласно Гоббсу, философия — это наука о телах: о природных, естественных телах, физических телах и теле человека (философия природы), искусственных телах, или государстве (гражданская, или политическая, философия), В соответствии с таким видением структуры философии Гоббсом были написаны философские работы: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Все, что относилось к области духовных ценностей, из философии Гоббса исключалось. Он полагал, что мир состоит не из двух субстанций (как отмечал Декарт), а из одной, без остатка определяемой через пространство, время, число и движение, т. е. из телесной субстанции. Основным свойством телесной субстанции является движение. Все психические свойства человека- ощущения, эмоции, мышление — результат, а точнее, побочное следствие движений, распространяющихся внутри органов чувств, сердца и мозга. Так возникла концепция психики как эпифеномена (побочного продукта) реальных материальных процессов в физическом мире. Механизм мышления описывался Гоббсом через арифметические операции «сложения и вычитания». Мысли человека текучи, поэтому их надо фиксировать знаками, метками, что позволяет регистрировать, систематизировать мысли и сообщать их другим. Появились «названия или имена», которые формируются по усмотрению человека (Антисери Д., Реале Дж., 2002). Главное политическое философское произведение Гоббса — «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Гоббс придерживается взглядов на природу человека, отличающихся от аристотелевских. Аристотель полагал, что человек — это «общественное животное», Гоббс, напротив, считал, что человек — это «атом эгоизма», следовательно, совместная жизнь в государстве возможна лишь как результат договора. Люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом в умственных способностях, а те различия, которые обнаруживаются между ними, — результат трудолюбия, просвещения и дисциплины. Умственные способности развиваются при помощи речи и метода (сочетания индукции и дедукции).
Джон Локк (1632-1704) — наиболее известный представитель английского эмпиризма. Родился (в том же году, что и Спиноза) в семье адвоката. Получил образование в Вестминстерской школе, а затем в Оксфордском университете. Преподавал греческий язык и риторику. Дальнейшее образование получал самостоятельно, в частности помогая своему другу Бойлю в его химических опытах. О Локке известно также, что он состоял в переписке с Лейбницем и поддерживал финансово И. Ньютона. В 1672 г. он стал врачом, затем гувернером, секретарем известного английского политического деятеля — сторонника парламентской монархии лорда Эшли. Основной труд — «Опыт о человеческом разуме» — опубликован в 1690 г. Работа над этой книгой продолжалась почти 20 лет, она выдержала 4 прижизненных издания. Представим последовательно темы этой работы. Критика теории врожденных идей: если бы идеи были врожденными, они были бы доступны детям, идиотам и дикарям, но поскольку это не так, можно с уверенностью утверждать, что разум —результат опыта, которым наполняется душа в течение всей индивидуальной жизни. Отсюда прямо вытекает знаменитое высказывание Локка: «...душа младенца tabula rasa, или комната, в которой никого нет». Человек черпает знания из двух источников — внешнего и внутреннего опыта. Из внешнего опыта человек получает через образы ощущений и восприятий знание о внешнем мире. Эти образы становятся предметом рефлексии — внутреннего опыта, из него рождаются общие идеи и сложные понятия. Отвечая на вопрос о тождестве образов предметов самим предметам, Локк вводит понятие первичных и вторичных качеств образов ощущений.
К первичным он относит те качества, которые отражают мир объективно, — протяженность, плотность, величину, форму, движение, длительность. Вторичными качествами являются те, которые без человека не существуют, — вкус, запах, цвет. Продуктом человеческого ума являются простые идеи, состоящие из одного представления, и сложные идеи — результат суммирования, сравнения и обобщения простых идей. Так же как и Гоббс, Локк полагал, что речь — необходимый атрибут мышления, и приписывал речи две функции — обозначающую (с помощью которой осуществляется мышление) и функцию выражения (с помощью которой люди общаются между собой).
В 1693 г. Локк опубликовал книгу «Некоторые мысли о воспитании», где изложил свои педагогические взгляды.