История психологии. Лекции — Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
Исследуя вербальный материал свободных ассоциаций, Фрейд приходит к выводу, что психическое обнаруживает себя в двух сильно различающихся процессах, которые он назвал «первичными процессами» и «вторичными процессами». Первичные процессы (первичный язык) эмоциональны, проявляются в образах, не привязаны к месту и времени, свободны от социальных ограничений. Вторичные процессы связаны с причинно-следственной логикой, проявляются через вербальные понятия и суждения, привязаны к временной оси и месту в пространстве, нагружены социальной нормой. Такое понимание двух форм психического приводит Фрейда к топологическому пониманию структуры личности. Эта структура представлена компонентами, находящимися в соседних областях психического: Ид — область бессознательного, место локализации первичных процессов, место расположения мощной жизнетворящей биологической энергии либидо; Эго — область сознательного, место локализации вторичных процессов; третий элемент личностной структуры Супер-эго (нравственное начало) формируется при прохождении определенной стадии онтогенеза, которую Фрейд назвал «Эдиповым комплексом». Со временем топологическая концепция была заменена динамической концепцией личности, в основе которой заложено понимание психического как потока энергии, заполняющего отдельные области собственного тела или сцепляющегося с ними, а в зрелом возрасте сцепляющегося с дру гими объектами, реальными и символическими (идеями). Катексис либидо — термин, обозначающий привязки потока энергии к определенным зонам тела, реальным объектам вне тела и символическим объектам. На идее катексиса основана психоаналитическая концепция онтогенеза (оральная, анальная, фаллическая, латентная, гениталь-ная стадии), из которой вытекает типология личности (оральная, анальная, генитальная личность). Свои взгляды на структуру личности Фрейд изложил в работах «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1925). Фрейд пересмотрел также свое представление о содержании Ид и дополнил представление о либидо понятием мортидо, разрушительной агрессивной энергией, которая также заполняет пространство Ид («По ту сторону принципа удовольствия»).
Психоаналитическая трактовка истории человеческого общества, социальных, культурных и религиозных феноменов. В работе «Тотем и табу» Фрейд, опираясь на обширный антропологический материал, собранный Джеймсом Фрэзером («Золотая ветвь», 1890), сделал попытку интерпретации религиозных обрядов и проанализировал феномен «тотемизма», приписывания святости и магической силы реальным предметам и символическим фигурам. Он пришел к выводу, что в основе религиозной ритуальности лежит идея жертвоприношения и искупления вины. Исходя из такого понимания Фрейд допустил реконструкцию истории, утверждая, что доисторическое человечество, организованное на основе рода, совершило отцеубийство, в результате чего превратилось в дезорганизованную общину с неизбывным чувством вины и тягой к отеческой фигуре.
Идеи Фрейда вызывали разнообразные реакции в обществе; делались обоснованные попытки проверить их истинность в научных кругах. В 20-30-е гг. группа американских антропологов (Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Малиновски) начала проверку психоаналитических идей на обширном антропологическом материале и не нашла подтверждения, например, идее Эдипова комплекса, что локализует применимость психоаналитических идей только в рамках европейской культуры начала XX в.
Дальнейшее развитие психоанализа происходило по нескольким основным направлениям. Так называемые «великие вероотступники» К. Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937) создали свои теории личности и психотерапевтические приложения. Ближайшие сподвижники Фрейда Карл Абрахам (1877-1925), Отто Раик (1884-1939) решали отдельные проблемы, связанные с психоаналитическим подходом к мифам, проблему воли; Шандор Ференци (1873-1933) усовершенствовал психотерапевтическую процедуру; Вильгельм Райх (1897-1957) разработал телесно-ориентированный психоанализ, Мелани Клайи (1882-1960), Анна Фрейд (1895-1982) — детский игровой психоанализ и теорию объектных отношений. Особое значение в XX в. приобрел социальный психоанализ: Карей Хорни (1885-1952), Эрих Фромм (1900-1980), Эрик Эриксон (1902-1994), Гарри Стэк Салливан (1892-1949).
Психодиагностические приложения психоанализа. В 1921 г. Герман Роршах (1884-1922), сын школьного учителя рисования, создал тест цветовых пятен, получивший название «Тест цветовых пятен Роршаха». Идея использования интерпретации клякс или пятен для исследования свойств личности существовала задолго до Роршаха: она принадлежит Альфреду Бине (1895 г.). Роршах родился в Цюрихе, где получил медицинское образование и ознакомился с психоанализом благодаря Блейлеру и Юнгу. Работа над тестом заняла в общей сложности 14 лет. Из десятков созданных им чернильных пятен он отобрал 10, 5 из которых были цветными. Материал он апробировал на 300 психически больных и 100 здоровых людях. Роршах считал, что, поскольку сенсорные процессы зависят от эмоций человека и его мотивации, реакции на пятна могут дать ценные сведения о личности. Преимущество теста перед свободными ассоциациями состояло в том, что тест представлял собой стандартный экспериментальный стимульный материал. Роршах описал реакции испытуемых на каждое пятно и классифицировал их па четыре категории (расположение, качество реакции, содержание ответа и степень стандартности ответа). В 1936 г. под руководством Бруно Клопфера было создано роршаховское исследовательское общество, а затем Международный исследовательский институт им. Роршаха, так как возросла потребность в подготовленных медиках, психологах, педагогах, которые могли бы работать с тестом профессионально. В 1921 г., когда Роршах опубликовал свою книгу «Психодиагностика», Флоренс Гудипаф (1886-1959) разработала проективный тест для детей «Нарисуй человека» для оценки личности и интеллектуального развития ребенка.
В психологической клинике Гарвардского университета (США) также были предприняты попытки перевести идеи Фрейда в экспериментальные процедуры. В 1928 г. Генри Мюррей (1893-1988) и группа сотрудников начали подобные разработки. Итогом этих работ стали «Тест фрустрационной толерантности» Саула Розенцвейга и «Тест тематической апперцепции» (ТАТ) Г. Мюррея, созданный в 1935 г.