История психологии. Лекции — Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
Название этого направления произошло от англ. cognition — познание. При данном подходе, сформировавшемся в 60-е гг. XX в., психологи возвратились к тематике ранних этапов, когда основной являлась проблема познания, а центральным понятием — понятие разум (или высшие психические процессы) (Смит Н., 2003). Речь идет преимущественно об античности и Новом времени, но с уверенностью можно сказать, что познавательные процессы были ключевой темой психологии на протяжении всей истории ее развития.
В когнитивной психологии изучается то, как люди получают информацию о мире, каковы их представления об этой информации, как она хранится в памяти, преобразуется в знания и как эти
знания влияют на поведение человека. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов — от ощущений и восприятий до внимания, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, речи, эмоций (Солсо Р., 1996).
Предшественниками создания когнитивной психологии являлись Вундт и представители структурализма, экспериментально исследовавшие сенсорные процессы; американские функционалисты, искавшие ответы на вопрос о том, как психика помогает адаптироваться к реальности; гештальтис-ты, изучавшие структуру проблемного поля, проблемы восприятия и мышления.
Наиболее известным в этом ряду является швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Пиаже, биолог (орнитолог) по образованию, начал свои исследования детского мышления в 20-е гг. XX в. Работая ассистентом в психологической лаборатории в Сорбонне под началом А. Бине и проводя тестирование интеллекта детей с помощью «метрической шкалы интеллектуального развития», Пиаже обратил внимание не на успехи детей, а на типичные ошибки, которые совершали дети определенного возраста, отвечая на вопросы теста. Первые работы Пиаже посвящались исследованиям отдельных элементов детского мышления: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Суждение и умозаключение у ребенка» (1924), «Представление ребенка о мире» (1926), «Физическая причинность у ребенка» (1927). Они написаны по результатам исследований спонтанных речевых реакций детей в свободной беседе. На основе наблюдений и последующих экспериментальных исследований детского мышления он создал концепцию интеллекта как инструмента поддержания равновесия индивида в среде, а также замечательную теорию этапов когнитивного развития детей (Пиаже Ж., 1969).
60-е гг. XX в. были периодом бурного развития вычислительной техники; на смену метафоре «часы», характерной для XVII в., пришла метафора «компьютер» (Шульц Д., Шульц С., 1998); возникло понятие «информация» и попытки описать познавательную деятельность человека с помощью компьютера. Понятийный аппарат психологии наполнился новыми терминами, такими как информационные входы и выходы, биты информации, информационная емкость канала, помехи при передаче информации, человек как источник и получатель информации, обратная связь, искусственный интеллект и др.
В атмосфере нового духовного климата зародились новые теории, цель которых — изучение и описание познавательных процессов человека с использованием новой терминологии.
Одним из первых психологов-когпитивистов был американский ученый Улърих Найссер (р. 1928), который сначала занимался физикой. Под влиянием книги К. Коффки «Принципы гештальтпсихоло-гии» Найссер продолжил образование у В. Келера и, защитив докторскую диссертацию, начал рабо тать под руководством А. Маслоу. В 1967 г. он выпустил книгу под названием «Когнитивная психология», где дал определение нового подхода, а в один прекрасный момент обнаружил, что его назы-вают «отцом когнитивной психологии» (Шульц Д., Шульц С., 1998). Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные сигналы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. В 1976 г. вышла в свет вторая крупная работа Найссера — «Познание и реальность» (русский перевод сделан в 1981 г.), где автор подверг резкой критике увлеченность американских психологов бихевиоризмом и высказал опасения относительно того, что в скором времени наука о поведении будет в большом масштабе использоваться в целях манипулирования людьми. В данной работе Найссер также обсудил тему экологической валидности психологических экспериментов. Он писал о том, что в современных исследованиях когнитивных процессов обычно используется абстрактный, дискретный стимульный материал, далекий от культуры и реальных обстоятельств повседневной жизни. Это несовпадение предъявляемых в эксперименте задач с теми, которые приходится решать человеку в жизни, навело Найссера на мысль об «экологической инвалидности» моделей современных экспериментов (Найссер У, 1981). Одно из основных понятий концепции У. Найссера — понятие перцептивной схемы.
Под схемой он понимал внутреннюю структуру, которая складывается у человека по мере накопления опыта и является средством избирательного извлечения информации из внешнего мира; сама же структура изменяется под влиянием полученной информации. Найссер считал, что основным познавательным процессом является восприятие (перцепция), порождающее другие виды психической активности (базовый тезис эмпирической психологии). С точки зрения биологии, схема — это часть нервной системы с ее периферическим и центральным звеньями. У организма имеется много схем, связанных друг с другом сложным образом. Например, мотивы — это тоже схемы, принимающие информацию и направляющие действия.
Другим представителем когнитивной психологии является Джордж Миллер (р. 1920), который начинал как специалист в области речевой коммуникации, а затем вместе со своим коллегой Джеромом Брунером создал Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете. Миллер занимался компьютерным моделированием процесса мышления, теорией информации и применением статистических методов Для изучения процесса научения.