История психологии. Лекции — Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Атомистические материалистические концепции души в античной философии
Ионическая (милетская) философская школа — основная тема: поиск и обоснование четырех первоэлементов мира. Основатель Фалес Милетской (624-546 гг. до н. э.), по словам Аристотеля, — «отец науки» и первый, кто предпринял попытку установить «физическое начало» без мистических предположений, полагая, что все виды материи происходят из воды. Анаксимен (570-500 гг. до н. э.) считал основной субстанцией Вселенной воздух. Гераклит Эфесский (536-470 гг. до н. э.) утверждал, что первоэлементом мира является огонь. Автор фундаментальной концепции ритмичности (жизнь и смерть, здоровье и болезнь, сон и бодрствование) полагал, что субстанция огня символически отражает эту фундаментальную динамику жизни.
Элейская школа — основная идея: основу мира составляют четыре первоэлемента (земля, огонь, воздух, вода) и их сочетания.
Алкмеон (500-е гг. до н. э.) вывел первую наивно-рационалистическую концепцию мышления (мозг, подобно железе внутренней секреции, выделяет мысль, слуховые и зрительные восприятия могут быть ошибочными из-за того, что каналы, по которым они достигают мозга, засоряются). Алкмеон первым начал производить опыты над мозгом животных.
Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.) первым сформулировал эволюционную идею выживания за счет приспособления, полагая, что мир одушевлен и в нем действуют два полярных энергетических источника — любовь и ненависть.
Демокрит (460-395 гг. до п. э.) — основоположник атомистической материалистической философии — имел следующие представления: атомы -мельчайшие субстанции, недоступные чувствам, которые различаются по форме, величине и подвижности.
Душой обладают все предметы живой и неживой природы. Подобный взгляд на природу мира получил название панпсихизма.
Душа человека материальна и состоит из атомов особого рода, самых мелких, круглых и гладких, необыкновенно подвижных. Атомы души рассеяны по всему телу человека, они никогда не находятся в покое, именно потому, «проникая в тяжелое», приводят тело в движение.
Тело и душа — две взаимосвязанные субстанции, обе они сродни окружающему миру и являются производными единой материальной атомарной
праматерии. Душа, однако, обладает большей энергетикой движения, поэтому действует на тело по принципу толчка. Атомы души подобны атомам огня. Они рассеяны в пространстве, когда сложные тела распадаются, атомы души покидают их.
Процесс дыхания — это процесс обмена атомами души с окружающим пространством и телами в нем; таким образом, с каждым актом дыхания душа обновляется. В связи с этим нельзя не вспомнить о современных психотерапевтических практиках, сфокусированных на процессе дыхания, а также о том, что слова воздух, дыхание и душа — одноко-ренные. Болезнь — результат изменения пропорции атомов, а старость — это состояние, при котором число подвижных атомов в организме уменьшается. Душа есть и у мертвого тела, но в очень малых количествах.
Представления о процессе познания. Познание описывается как двухуровневый процесс — восприятие (чувства) и мышление. Восприятие (начало и источник познания) — процесс физический по своей природе, механизм восприятия описан через так называемую теорию истечения. Соотношение двух уровней познания: согласно Демокриту, восприятие — самое верное знание, но оно ограничено в своих возможностях, так как дает единичное представление. Мышление («светлый род знания») дает возможность охватить сумму частных явле ний и «постичь сокровенное», но оно чревато ошибками.
Выделение мира субъективной психической реальности и понимание его отличия от мира объективной внешней реальности. В учении Демокрита начинают различаться качества, которые существуют «поистине» (объективно), и качества, которые существуют в «общем мнении» (в восприятии и мышлении). Реальность физического мира стали отделять от реальности психического мира, и между ними нашли первые различия.
«Мнимы чувства: боль, горький вкус, жара, холод, цвет; истинны лишь атомы и пустота».