История психологии. Лекции — Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
Чарльз Дарвин (1809-1882) не сразу нашел свое жизненное призвание (Дарвин Ч., 1957). Он последовательно разочаровывался в медицинском, а затем в теологическом образовании, пока его наставник в Кембриджском университете не определил его в качестве натуралиста на корвет «Бигль», совершавший кругосветное плавание вдоль побережья Южной Америки, через Таити и Новую Зеландию с 1831 по 1836 г. Материалы, собранные-в этом плавании, явились фактологической основой для эволюционной теории, изложенной в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1858). До Дарвина эволюционные идеи высказывали Аристотель, Ламетри, Ламарк. Но эти ранние гипотезы содержали идею целеполагания (стремления к совершенствованию), что якобы свойственно живым организмам, подход, который Т. Лихи (2003) назвал романтической концепцией эволюции.
Мысль о борьбе за выживание Дарвин позаимствовал из работы Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» (1789 г.), где тот доказывал, что производство продовольственных продуктов растет в арифметической прогрессии, тогда как численность населения увеличивается в геометрической. Постоянно возрастающий дефицит питания может привести, согласно мнению Мальтуса, к выживанию сильнейших и наиболее жестоких. Дарвин распространил этот принцип на мир живой природы и сформулировал концепцию естественного отбора. Так как основной формой проявления закона наследственности является изменчивость, некоторые потомки будут более приспособленными к среде обитания, чем родители. Этот механизм лежит в основе формирования внутривидовых различий, которые с течением времени приведут в эволюции к формированию видов.
Теория Дарвина входила в прямое противоречие не только с религиозной концепцией сотворения мира, но и с механистической концепцией мира И. Ньютона, которая также предполагала неизменность мира. Может быть, в этом заключалась одна из причин того, что Дарвин не публиковал свой труд в течение 16 лет после его написания (Шульц Д., Шульц С., 1998).
В 1871 г. появилась знаменитая работа Дарвина «Происхождение человека и половой подбор», в которой дано доказательство происхождения человека от животных предшественников, в 1872 -«Выражение эмоций у человека и животных», где он анализирует эволюционный смысл выразительных мимических движений при переживании эмоций и полагает, что у животных они имеют адаптивное сигнальное значение, а у человека являются атавизмами.
Наиболее важным следствием теории эволюции было появление ключевого понятия — развитие; это понятие разрабатывалось в трех направлениях психологии:
в зоопсихологии (или сравнительной психологии) применительно к филогенезу (основные вопросы: на каком отрезке филогенеза возникают свойства психического, в чем сходство и различие в поведении разных видов животных и человека);
в детской психологии применительно к онтогенезу (очередность появления и специфика развития психических свойств в онтогенезе);
в психологии пародов применительно к истории человеческой цивилизации.
Зоопсихология. Начало исследованиям психических способностей животных было положено дву мя английскими учеными — Джорджем Ромапесом (1848-1894) и его учеником Ллойдом Морганом (1852-1936). Первые их работы посвящались исследованиям разума и изобиловали антропоморфными интерпретациями поведения животных. Ученые не имели ни программы, ни определенной логики, скорее они коллекционировали наблюдения за проявлениями необыкновенной разумности разных видов — от насекомых до млекопитающих. Д. Шульц и С. Шульц называют метод, с помощью которого собиралась информация для этих исследований, «методом анекдота». Л. Морган, правда, сделал определенные шаги в направлении объективизации этих исследований, выдвинул закон экономии, согласно которому не следует описывать поведение животных с помощью процессов высшего психического уровня тогда, когда это поведение можно объяснить с помощью психических процессов более низкого уровня. В 1900 г. американский исследователь животных Смолл создал один из знаменитых методов экспериментального исследования поведения животных — лабиринт.
Первым исследователем поведения животных с объективных позиций явился американский психолог Эдвард Торндайк (1874-1949). Он использовал два метода зоопсихологии — лабиринт и разработанный им «проблемный ящик»- для изучения поведения животных в проблемных ситуациях. По сути он пытался проверить в лабораторных условиях утверждение Дарвина о том, что животные могут формировать новые адаптивные способы поведения. Его интересовали закономерности и временная динамика формирования нового поведения; этот процесс он назвал научением. Результаты были опубликованы в его докторской диссертации «Разум животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898). Свой экспериментальный подход Торндайк назвал коннексионизмом (от англ, connection — связь), так как он искал однозначные связи между определенными ситуациями и реакциями на них. Новизна подхода по сравнению с ас-соционизмом состояла в том, что связи искались не внутри сознания (психических процессов), а между ситуацией и психическим ответом. «Если все подробно учесть, говоря- о том, что человек будет думать и делать, что будет раздражать или радовать его в любой воображаемой ситуации, то мне кажется, что ничего не останется в стороне... Научение — это связь, соединение. Разум — это система связей человека» (цит. по: Шульц Д., Шульц С., 1998). Важно отметить, что Торндайк проводил свои опыты преимущественно с животными, но полагал, что найденные закономерности могут быть распространены и на людей (положение, которое было взято в качестве рабочего принципа и убеждения бихевиоризмом). Итогом экспериментальных работ Торндайка стали законы научения.
Закон проб, ошибок и случайного успеха — основной закон, согласно которому научение начинается с хаотичной, неорганизованной активности, когда первая верная поведенческая реакция совершается случайно, по мере повторения опыта она постепенно закрепляется. Динамика этого процесса получила название кривой научения. Закон эффекта — из нескольких поведенческих реакций закрепляется та, которая сопровождается удовлетворением от награды. Закон упражнения — определенная поведенческая реакция закрепляется тем жестче, чем выше частота и длительность ее повторения.
Детская психология, В 70-е гг. XIX в. последовательно в печати появились несколько работ (1876 — И. Тен: «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде»; 1877 — Дарвин: «Биографический очерк о развитии ребенка»; 1878 — Пере «Первые 3 года ребенка»). В этих ранних работах авторы описывали развитие собственных детей, проводя единичные исследования далеко не независимых наблюдателей. Первой попыткой обобщения в области детской психологии явилась так называемая теория рекапитуляции Стэнли Холла (1884-1924) и Дж. Болдуина (1861-1934). В ней использовалась логика биогенетического закона немецкого эволюциониста Э. Геккеля, согласно которой индивидуальное развитие особи (онтогенез) является кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции группы, к которой этот организм относится, т. е. в период эмбрионального развития человеческий зародыш в сокращенном виде повторяет стадии эволюции позвоночных. Согласно повой теории рекапитуляции в период после рождения индивидуальное психическое развитие ребенка повторяет этапы культурного развития человечества, начиная от периода дикости, через собирательство, охоту, скотоводство к освоению знаковости.
Стэнли Холл — основатель науки педологии (от греч. paidos — дитя) — полагал, что процесс онтогенеза детерминируется только биологическими факторами.
Позднее немецкий, а затем американский психолог Вильям Штерн (1871-1938) сформулировал двухфакториую модель онтогенеза, получившую название теории конвергенции (схождения) двух факторов развития — биологических (задатки, инстинкты и врожденные влечения) и средо-вых (социокультурная среда). Их взаимодействие и определяет фактически достигнутый уровень психического развития. Штерн ввел понятие «сен-зитивные периоды», или периоды наибольшей чувствительности к определенным средовым воздействиям (например, обучению устной речи, музыке).
«Психология народов, стоящих на низших ступенях развития цивилизации». Под таким дискриминирующим названием начала развиваться этнопсихология. Несмотря на то что европейцам мир культуры других народов открылся с времен Колумба, а возможно, и еще раньше, к середине XIX в. эти знания «достигли порогового значения», и ученым открылась картина многообразия культур народов, населяющих Землю. Появились попытки осмыслить новую феноменологию, изложенные в работах первых этнографов Э. Тейлора («Первобытная культура», 1870) и Дж. Фрэзера («Золотая ветвь», 1890). Эту традицию спустя 10 лет продолжил В. Вундт («Психология народов», 1900-1920). Первые работы по этнопсихологии представляли собой описательные исследования обрядов, ритуалов, верований, мифов различных народов, называвшихся первобытными. При этом предполагалось, что европейцы находятся на вершине цивилизации и, глядя на эти первобытные народы, представляют себя в начальной стадии исторического развития.