История психологии. Лекции — Развитие психологии как самостоятельной науки
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Развитие психологии как самостоятельной науки
Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку
Исследования в области локализации корковых функций. Френология — учение о локализации психических способностей. Создателем учения являлся австрийский врач Франц Иозеф Галлъ (1758-1828). Френология (от греч. phrenos — душа, нрав, характер) — учение, согласно которому различные психические способности человека локализованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самостоятельный орган данной способности. Галль выделил 37 способностей души. Так, аффективные способности (а их насчитывалось 21) располагались в различных участках заднего мозга, а интеллектуальные (16) — в участках переднего. Галль полагал, что уровень развития способности прямо связан с количеством мозгового вещества в данном участке мозга, что в свою очередь отражается на рельефе черепа. Таким образом, антропометрические замеры черепа, как считал Галль, могут заменить анализ психических способностей человека (Якунин В. А., 1998). Концепция френологии приобрела популярность в начале XIX в.: в ней поддерживалась античная традиция поиска локализации психических функций внутри человеческого тела и, в частности, внутри мозга (Гиппократ, Гален), стимулировалось развитие медицины и физиологии в этом направлении. Идеи Франца Галля основывались на клинических наблюдениях и умозрительных заключениях. Следующие шаги в решении вопроса о локализации психических функций в головном мозге были сделаны уже на основе экспериментальных исследований.
Работая в этом направлении, французский физиолог и анатом Ж. Флуранс (1794-1867) впервые использовал метод экстирпации (удаления) участков мозга, а также воздействовал на отдельные его участки наркотическими веществами. Результаты свидетельствовали о способности мозга восстанавливать утраченные функции. Подводя итоги своих опытов, проведенных на птицах (низших позвоночных), Флуранс сформулировал идею мозга как целостного функционального органа с выраженными компенсаторными возможностями. Так в физиологии высшей нервной деятельности сформировались два противоположных подхода к анализу деятельности головного мозга и локализации психических функций в нем. Представители аналитического подхода, или узкого локализационизма, акцентировали внимание на узкой специализации участков мозга (по словам Н. В. Бехтеревой, «карта коры как лоскутное одеяло карликовых суверенных княжеств» (цит. по: Ярошевский М. Г., 1985), а представители синтетического подхода полагали, что мозг — целостный орган, с которым в равной степени связаны все психические функции, следовательно, поражение любой области мозга ведет к общему нарушению его функции. Степень нарушения функции не зависит от локализации, а определяется массой пораженного мозга.
Медицинские исследования Дакса, Брока, Вер-нике в области локализации речевых центров. Дальнейшее изучение проблемы локализации психических функций проводилось в рамках медицинской практики в связи с речевой функцией. Впервые связь левого полушария с речью была замечена английским врачом Даксом в 1836 г. Он наблюдал за парализованными больными и обнаружил, что паралич правой половины тела часто приводит к нарушениям речи, а паралич левой половины к таким последствиям не приводит.
Спустя 25 лет в 1861 г. французский врач Брока описал двоих больных, которые обладали симптомами утраты речи. Исследовав после смерти их мозг, он обнаружил общий очаг повреждения в третьей лобной извилине левого полушария. Хотя фактического материала было мало, Брока сделал вывод о том, что именно эта зона регулирует речь. Последующие исследования явились подтверждением того, что эта часть лобной доли действительно связана с речевым поведением, теперь она известна под названием «зоны Брока».
Позднее Вернике пришел к заключению, что словесная глухота (заболевание, при котором больные слышат звуки, но не могут расшифровать значение речевых высказываний) возникает при повреждении задней части височной извилины («зона Вернике»). Он также сделал предположение, что во второй лобной извилине, непосредственно перед двигательной зоной руки, находится центр письма (Милнер П., 1973). Таким образом, при клинических и анатомических исследованиях подтвердилась локализационистская концепция работы головного мозга.
В современной теории системной локализации высших психических функций ученые объединяют обе полярные концепции и исходят из представления, что мозг работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. С мозговыми структурами соотносится не целостная психическая функция, а те физиологические процессы, которые происходят в данной мозговой структуре. Нарушение физиологических процессов ведет к первичному дефекту, влияющему на целый ряд взаимосвязанных психических функций (Краткий психологический словарь, 1985).