История психологии. Лекции — Павлов и Бехтерев

Павлов и Бехтерев

Иван Петрович Павлов (1849-1936) — ученый-физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии (1904). Родился в семье сельского священ­ника, был старшим из 11 детей. Его обучением сна­чала занимался отец, готовивший его к принятию сана священника. Знакомство с теорией Дарвина в корне изменило его намерения, и он прошел пеш­ком несколько сотен верст до Санкт-Петербурга, что­бы поступить в университет (Шульц Д., Шульц С., 1998). В возрасте 41 года Павлов стал профессором Военно-медицинской академии. Основная обобща­ющая работа Павлова «Двадцатилетний опыт» была опубликована в 1923 г., в том же году он посетил США по приглашению Дж. Б. Уотсона. Основные понятия Павлова, оказавшие влияние на психоло­гию, — безусловный и условный рефлексы. Услов­ные и безусловные раздражители вызывают не толь­ко физиологические реакции, но и психические образы. Таким образом, условные реакции облада­ют сигнальной функцией, т. е. позволяют диффе­ренцировать разные формы поведения (избегания, приближения). В поздние периоды он перешел к опытам на людях и сформулировал концепцию пер­вой и второй сигнальных систем и соответствую­щую типологию людей (художественный и мысли­тельный типы).

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — медик, психиатр. Образование и ученую степень по­лучил в Петербурге, в Военно-медицинской акаде­мии (1881), где обучался у Вундта, освоил экспери­ментально-психологические техники определения времени реакции, порогов ощущений, был блестя­щим диагностом и мастером лечения гипнозом. Организовал первую в России Лабораторию экспе­риментальной психологии (Казанский университет, 1885), в Петербурге создал Психоневрологический институт, ныне носящий его имя (1907), Институт по изучению мозга и психической деятельности (1918). Трагически погиб при невыясненных обсто­ятельствах после консультации Сталина по поводу длительных приступов депрессии. Свою научную концепцию он сначала назвал объективной пси­хологией (основана на отказе изучать психическое с помощью интроспекции), а затем рефлексоло­гией. Под объективным подходом к изучению пси­хики он понимал анализ ее внешних проявлений в связи с обусловливающими ее раздражителями и деятельностью мозга. Научные идеи Бехтерева (так же как и Павлова) были близки американско­му бихевиоризму (не случайно американские учеб­ники содержат параграфы, посвященные изложе­нию идей Павлова и Бехтерева). Предметом психологии он считал изучение поведения челове­ка как совокупности врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов» (услов­ных рефлексов). «Коллективная рефлексология» (1921) — работа, в которой сделана попытка иссле­довать социальное поведение с точки зрения реф­лекторной теории.

Развитие экспериментальной психологии. В России экспериментальная психология развива­лась в основном усилиями врачей-психиатров. Пер­вые лаборатории были организованы в 80-х гг. XIX в. в Казани (1885) и Санкт-Петербурге (В. М. Бехте­рев), в Москве (С. С. Корсаков, А. А. Токарский), Киеве (И. А. Сикорский), в Дерпте (Э. Крепелин, В. Ф. Чиж). Психолог Н. Н. Ланге тоже открыл экс­периментальную лабораторию в Одессе. Исследо­вания в лабораториях по тематике совпадали с ис­следованиями, проводимыми в лаборатории Вундта в Лейпциге.

Развитие психологии в рамках университетс­кого образования связано с именами ученых раз­ной теоретической направленности. Михаил Мат­веевич Троицкий (1835-1899) придерживался религиозно-философских взглядов на психику, в основе которых было понимание души как не зави­сящего от материального мира самостоятельного

начала — бессмертной души, данной Богом. Носи­телем души, по его мнению, являлась личность, или Я (Ждан А. Н., 1997). Троицкий — инициатор создания Московского психологического общества при Московском императорском университете в 1885 г. Основная его работа — «Наука о духе. Об­щие свойства и законы человеческого духа» (1882). М. И. Владиславлев (1840-1890) заведовал кафед­рой философии в Петербургском университете, выступал против физиологических методов в пси­хологии, придерживался взглядов английских эм­пириков и ассоцианистов. Его учениками были Н. Н. Ланге, Н. Я. Грот, Э. Л. Радлов, А. И. Введен­ский. Я. Я. 1рот (1852-1899) — основатель и редак­тор журнала «Вопросы философии и психоло­гии» — разделял идеи социального дарвинизма английского философа Г. Спенсера и психофизио­логической теории И. Сеченова.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции