История психологии. Лекции — Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
Школа возникла в Германии в 1912г. Так же как и большая часть психологических школ на рубеже XIX-XX вв., она развивалась из оппозиции Вунд-ту. Основными контраргументами гештальтистов явилось несогласие с атомарной (элементарной) структурой сознания и с тем, что психические образы — механические отпечатки предметов внешней реальности. Свое имя эта школа получила от немецкого слова.gestalt, что означает форма, структура, целостная конфигурация.
Несмотря на революционную, новаторскую тональность, с которой выступали представители геш-тальтпсихологии, у них были свои предшественники. К ним в первую очередь относились профессор Пражского университета, автор книги «Анализ ощущений» Эрнст Мах (1838-1916) и профессор Грац-кого университета (Австрия) Кристиан фон Эреп-фелъс (1859-1932). Э. Мах полагал, что восприятие предметов внешнего мира относительно независимо от элементов, из которых состоят эти предметы, например мелодия — это качественно новое целое, не сводимое к нотам (элементам), из которых она состоит. Эренфельс, продолжая идеи Маха, утверждал, что существуют качества восприятия, которые вообще не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений; он назвал их «качествами формы» («gestalt qualitaten»), т. е. качествами, основанными на чем-то, что не воспринимается непосредственно. Если обратиться к примеру с мелодией, то она сохраняет свою «форму» (гештальт) при транспонировании в другую тональность, изменении ритма, исполнении разными инструментами и в различной аранжировке. Следовательно, мелодия не создается простым сложением элементов: форма — это то, что задается сознанием.
Время формирования гештальтпсихологии в самостоятельную научную школу (1912 г.) совпадает с временем публикации статьи основателя школы Макса Вертгеймера (1880-1943) «Экспериментальные исследования восприятия движения». М. Вертгеймер изучал философию и психологию в Берлинском университете у К. Штумпфа. В Вюрц-бурге был знаком с О. Кюльпе и К. Марбе, получил докторскую степень за разработки в области практических приложений ассоциативного эксперимента (определял виновность преступника, исследуя ассоциации на определенные слова-стимулы). Вертгеймер был в составе первой группы ученых, эмигрировавших в 1933 г. из нацистской Германии в США. Д. Шульц и С. Шульц (1998) пишут о том, что Вертгеймер произвел сильное впечатление на молодого Абрахама Маслоу, который начал изучать его личностные особенности. Благодаря наблюдениям за Вертгеймером Маслоу разработал концепцию самоактуализированной личности.
Феномены и законы зрительного восприятия
В статье 1912 г. Вертгеймер опубликовал результаты исследований так называемого мнимого движения, или фи-феномена. Суть этих экспериментов, проведенных совместно с Вольфгангом Келером (1887-1967) и Куртом Коффкой (1886-1941), состояла в том, что при определенных условиях экспозиции и временном интервале между предъявлениями неподвижные светящиеся стимулы (точки и световые прорези) казались движущимися. Этот по сути простой эксперимент, в котором отражался принцип кинопроекции, явился опровержением представлений Вундтовской школы о том, что элементарное восприятие отражает реальность внешнего мира. В эксперименте Вертгеймера целое (видимое движение) было больше, чем составляющие его элементы (неподвижные точки и прорези). Описанный эксперимент способствовал дальнейшим исследованиям в области зрительного восприятия. Исследователей интересовали те феномены, которые опровергали представление о восприятии как механическом слепке с реальности. В работах Каца по исследованию образа восприятия было выявлено такое его свойство, как константность, или постоянство образа при изменяющихся условиях восприятия. Так, лист бумаги воспринимается как белый при различном освещении. Аналогично свойство константности характерно для таких парамет ров образа, как форма и величина. Однако константность разрушается, когда объект воспринимается отдельно от контекста. Датский психолог Рубин исследовал восприятие «фигуры и фона* на картинках с двойным изображением (ваза и два профиля, лица молодой и пожилой женщин).
Обобщая эти и другие исследования зрительного восприятия, Вертгеймер издал работу «Геш-тальтпринципы организации восприятия» (1923), в которой сформулировал законы, или правила, согласно которым человек сам может организовать и классифицировать воспринимаемый мир. Предполагалось, что организация восприятия происходит мгновенно, части поля восприятия становятся связными, что создает структуру (гештальт), которая выделяется на общем фоне. К описанным правилам относятся следующие: близость или тенденция к формированию группы (строк, столбцов) из множества однородных равноудаленных элементов; ориентация — тенденция к созданию векторов, т. е. представлению поля однородных равноудаленных предметов как имеющего начало и конец (сверху вниз или слева направо); замыкание или тенденция к завершению изображения с разомкнутыми контурами; правило «хорошей формы», согласно которому человек проявляет предпочтение к восприятию предметов, имеющих «хорошую» или «прегнантную» форму предметов симметричных и простых, наиболее предпочтительными будут круг, а также квадрат и ромб. Поведение животных в проблемных ситуациях. Кроме процессов восприятия гештальтисты занимались исследованием поведения животных в проблемных ситуациях. Ближайший сподвижник Вертгеймера Вольфганг Келер провел свои знаменитые опыты по изучению поведения шимпанзе на острове Тенериф. Работа продолжалась в течение Улет — с 1913 по 1920 г., а в 1924 г. по ее результатам была опубликована йнига «Интеллект человекообразных обезьян». Под интеллектом Келер понимал поведение, направленное на решение проблемы, В опытах использовались два типа экспериментов — эксперименты с обходными путями и эксперименты с ящиками и палками. Кроме обезьян Келер проводил опыты с курами и собаками. Основной вывод, сформулированный Келером, гласил, что решение задачи достигается благодаря работе механизма инсайта (от англ, insight — озарение, внезапное прозрение). Инсайт — способность мгновенно переструктурировать поле проблемной ситуации таким образом, чтобы элементы, ранее не попадавшие в него, стали значимыми и несли в себе искомый ответ. Инсайту всегда предшествует момент замирания, и он сопровождается переживанием радости. Позднее механизм инсайта был использован для описания и объяснения поведения человека в проблемных ситуациях (при решении задач и жизненных проблем). Описанный механизм является точной противоположностью сформулированному Торндайком механизму «проб, ошибок и случайного успеха». Согласно концепции Торндай-ка, научение — это длительный процесс слепого поиска решения с обязательным периодом хаотичного психомоторного возбуждения; согласно Келеру, научение — это результат мыслительных усилий, к которым способны и человек, и животные. В своих опытах Келер также наблюдал период поведенческого хаоса, но он был коротким и завершался инсайтом.
Возникает законный вопрос: каким образом двое ученых, исследуя один и тот же феномен в эксперименте, получили разные результаты? Эксперименты дублировались другими исследователями поведения животных: подтвердились оба механизма. Например, американский зоопсихолог Роберт Иеркс назвал этот феномен смысловым научением. Интерпретацию этого противоречия дал сам Келер, который увидел различия в сути самой про-, блемной ситуации в своих опытах и в опытах Торн-дайка. Он полагал, что проблемное поле, в которое попадали животные Торндайка, было очень узким (проблемный ящик, лабиринт), что препятствовало созданию общего плана проблемной ситуации и не позволяло животному ни увидеть проблемное поле, ни тем более персструктурировать его, т. е. сформировать инсайт. Аналогичным образом человек, «прижатый к стене», чувствует себя беспомощным, но, изменив перспективу или поле видения своей проблемной ситуации, отыскивает решение.
Исследования творческого мышления. Следующим шагом в развитии идей гештальтпсихологии явилась попытка перенести эти принципы научения на область творческого мышления человека. Данные идеи нашли отражение в книге Вертгейме-ра «Продуктивное мышление», законченной незадолго до смерти автора и опубликованной в 1945 г. В своей работе Вертгеймер выступает против двух наиболее распространенных теорий мышления -мышления как комбинирования суждений согласно определенным правилам — силлогизмам (концепция классической логики) и мышления как цепи ассоциаций (концепция ассоциативной психологии). Основываясь на проведенном им исследовании решения творческих задач (в основном арифметических и геометрических) здоровыми детьми, детьми с отставанием в психическом развитии и взрослыми с различным уровнем образования, Вертгеймер пришел к выводу, что творческое (продуктивное) мышление в отличие от репродуктивного имеет следующую природу: оно начинается с желания достичь подлинного понимания, найти более глубокие ответы на старые вопросы; определенная область в поле исследования становится критической, помещается в фокус; возникает новое, более глубокое структурное видение ситуации: предполагаются изменение функционального значения элементов и их новая группировка. Творческое продуктивное мышление включает в себя операции группировки, реорганизации, деление целого на части; поиск идет Одновременно в нескольких направлениях, в то время как традиционно считается, что процесс мышления разворачивается последовательно. Вертгеймер критиковал традиционную практику образования, базировавшуюся на эмпирической и ассоциативной психологии — даче отдельных фактических знаний, которые следовало выучить путем зубрежки. В его опытах обнаружилось, что у детей, обучавшихся геометрии по традиционной программе, значительно больше трудностей в решении творческих задач, чем у тех, кто еще не обучался в школе.
Дальнейшее развитие идей гештальтпсихологии связано с именем Курта Левина и его теорией динамического поля. Психотерапевтические приложения гештальтпсихологии связаны с именем Фрица Перлза.