Психология
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике людей и животных.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Подразделы
- Возрастная психология
-
Лекции по психологии
Лекции содержат информацию об основных этапах развития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, их появлении, усложнении и преемственности. Освещены вопросы, касающиеся изменения в различные исторические периоды собственно предмета психологии, методологии и методов исследования.
Поскольку психология как наука не является дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в естественных науках — физике, химии, ученые-психологи вынуждены постоянно обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из причин неустанного интереса психологов-к истории своей науки. Как самостоятельное научное направление психология существует всего 125 лет, со времени основания в 1879 г. Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальной психологии в г. Лейпциге. Можно смело утверждать, что психология — одна из наиболее молодых дисциплин в современной науке, поэтому «допарадигмальный» статус (Кун Т., 1977, Щульц Д., Шульц С., 1998), в котором она находится, — закономерное явление.
Цель данных лекций — помочь студенту увидеть психологии в общекультурном контексте. В связи с этим приведены фрагменты описаний исторических эпох, событий, краткие биографические сведения наиболее известных авторов. Другая — помочь студенту сориентироваться в том, какую историческую линию (теоретическую или экспериментальную) он продолжит в своем дипломном исследовании, на чьи идеи будет опираться, в каком направлении будет разрабатывать собственную исследовательскую проблему.
- Общая психология