История психологии. Лекции — Бихевиоризм как новая методология психологического исследования

Бихевиоризм как новая методология психологического исследования

Бихевиоризм (от англ, behavior — поведение) — революционное течение в американской психоло­гии начала XX в. Годом возникновения этого тече­ния считается 1913 г., когда американский психо­лог Джон Уотсон (1878-1958) опубликовал свою знаменитую статью «Психология с точки зрения бихевиориста». Позже эта статья получила название «Бихевиористского манифеста». В ней Уотсон пишет: «Подобно тому, как астрономия разделалась с астрологией, нейрология — с френологией, хи­мия — с алхимией, психологии надлежит отказать­ся от сознания, как бестелесного, причудливо дей­ствующего внутреннего агента, о котором известно лишь из данных интроспекции» (цит. по: Ярошев-ский М. Г., 1976).

Бихевиоризм сформировался как течение, оппо­зиционное структурной психологии и основным иде­ям В. Вундта, которые находили все меньше и мень­ше сторонников. «Все то, с чего психология начинала свой путь в качестве самостоятельной науки, стано­вилось призрачным: ее предмет (сознание), ее глав­ная проблема (из чего построено сознание), ее ме­тод (интроспекция), ее объяснительный принцип психическая причинность — обусловленность од­них явлений сознания другими явлениями созна­ния же) (Ярошевский М. Г., 1976).

Философской основой бихевиоризма являются позитивизм и прагматизм. Позитивизм (от лат. positives — положительный) — философское тече­ние первой половины XIX в., основателем которого явился французский философ Огюст Копт (1798-1857). Главная идея позитивизма — науки должны отказаться от изучения причин и сущности вещей (метафизики), а изучать только явления или фено­мены, т. е. то, что явлено наблюдателю.

Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — философское течение второй половины XIX в., возникло в США и наибольшее распространение по­лучило в первой половине XX в., создатель этого течения — Чарльз Пирс. Идеи прагматизма разде­ляли и развивали представители американского функционализма Уильям Джеймс и Джон Дъюи. Основная идея прагматизма — точное и ясное по­нятие о вещи исчерпывается теми практическими эффектами, которые наблюдаются при воздействии на нее (Джеймс: «...гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно...»).

Кроме философских бихевиоризм опирался на ряд научных исследований. К ним в первую оче­редь относятся исследования в области поведения животных, проведенные американским ученым Эд­вардом Торпдайком, исследования русского физио­лога И. П. Павлова (теория условных и безуслов­ных рефлексов).

Период 1913-1950 гг., получивший название «зо­лотой век бихевиоризма», связан в основном с дея­тельностью Дж. Б. Уотсопа, Карла Лешли (1890-1958), Эдварда Толмепа (1886-1959), Кларка Холла (1884-1952). Уотсон начинал с опытов над живот­ными и видел свою задачу в том, чтобы описать поведение живого организма, будь то человек или животное, с единых позиций.

Цель психологии — описание, предсказание и контроль за поведением на основе анализа сти­мул-реактивных последовательностей (St—R). Основной метод, с помощью которого формирует­ся поведение, — метод условных рефлексов (учение И. П. Павлова). Уотсон считал, что поведение не начинается в головном мозге; головной мозг дей­ствует по принципу ретрансляторной станции, по­вторно в ослабленной форме воспроизводит сигна­лы, исходящие от разных мышечных групп; таким образом, нет необходимости исследовать его дея­тельность.

Наиболее известная работа Уотсона, созданная совместно с Розали Райпер, — «Обусловленные эмо­циональные реакции» (1920 г.), в которой описы­ваются знаменитые эксперименты с Альбертом и крысой по формированию и угасанию эмоции стра­ха с применением метода условных рефлексов. «Целью эксперимента было продемонстрировать, что люди рождаются только с несколькими ин­стинктами — страха, ярости и половым, а эмоции являются версиями этих врожденных рефлексов. В качестве безусловного стимула, порождающего страх (безусловный рефлекс), Уотсон выбрал гром­кий шум — звук, который издавала металлическая балка при ударе по ней молотком; было установле­но, что этот стимул был одним из немногих, пугав­ших маленького Альберта. Уотсон сопровождал шум условным стимулом, крысой, с которой лю­бил играть Альберт. По теперь, когда Альберт до­трагивался до крысы, Уотсон ударял по балке; пос­ле 7 таких сочетаний ребенок демонстрировал страх, как только видел крысу... Уотсон считал, что продемонстрировал, будто богатая эмоциональная жизнь взрослого человека — это всего лишь боль шое количество условных рефлексов, выработан­ных на протяжении многих лет развития» (Лихи Т., 2003, с. 271-272).

В книге 1924 г. «Бихевиоризм» Уотсон изложил свои взгляды на воспитание. Его знаменитый текст часто приводится в качестве иллюстрации бихевио­ристских представлений о природе человека: «До­верьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать так, как я счи­таю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже ни­щим или вором независимо от его данных, способно­стей, призвания или расы его предков». Уотсон по­лагал, что наследственность не имеет существенного значения и будущее человека зависит от воспита­ния. Именно поэтому он настаивал на том, чтобы воспитанием занимались обученные специалисты, способные сформировать у своих подопечных над­лежащие условно-рефлекторные связи. Надо ска­зать, что идея тотальной зависимости от воспита­ния была близка идеологам революционной России, поэтому в первом издании Большой Советской Эн­циклопедии была помещена статья Уотсона «Бихе­виоризм», в последующих изданиях, например в так называемой сталинской БСЭ, бихевиоризм опре­деляется как буржуазное, реакционное учение.

К 30-м гг. XX в. бихевиоризм стал доминирую­щим направлением в американской психологии. Внутри него появились отдельные направления — методологический бихевиоризм (признавалось су­ществование сознания, но отрицалась возможность его изучения); радикальный бихевиоризм (его при­держивался Уотсон, отрицавший существование сознания, сводивший психику к физиологии и в конечном счете к механистическому пониманию психического, основоположником которого стал Ж. Ламетри).

В 30-е гг. изменилась и теоретическая платфор­ма бихевиоризма: на смену позитивизму пришел логический позитивизм. Изменение философской парадигмы обусловливалось интенсивным бурным развитием физики и появлением в языке этой на­уки обилия так называемых ненаблюдаемых, тео­ретических терминов (сила, масса, поле и др.). Возникло требование операционализации, т. е. свя­зывания этих теоретических терминов с термина­ми наблюдения (длина, вес, время). Так появились формулы: сила — это масса (вес), умноженная на ускорение (время), и др. Процедуры операциона­лизации стали гарантом осмысленности теории.

Радикальный бихевиоризм Скннера. В наибо­лее полной и компактной форме это направление описано Т. Лихи (2003). Радикальный бихевиоризм Береса Фредерика Скиннера (1904-1990) основы­вался на новейших разработках эволюционной те­ории Дарвина, неодарвинизме, связанном с поис­ками причины поведения людей не в психических процессах, происходивших в них самих, а в событи­ях, наблюдавшихся в среде.

Несмотря на то что бихевиоризм никогда не со­поставлялся в литературе с психоанализом, счита­лось, что нет никаких оснований для сравнения этих двух направлений. Скиннер в статье «Критика пси­хоаналитических концепций и теорий» (1954) по­ложительно оценивал открытие Фрейдом бессозна­тельной мотивации человеческого поведения. Если говорить о более глубоких корнях, то Скиннер отда­вал должное учению «великого индуктивиста», ос­нователя эмпирической философии Френсиса Бэ­кона и так же, как он, считал, что истину следует искать в наблюдениях, что рефлекса нет внутри орга­низма, что это гипотетическое понятие, с помощью которого можно связать два наблюдаемых ряда фак­тов — стимулы и поведение (Лихи Т., 2003).

Подобно Дарвину, Скиннер считал, что природа отбирает тс внешние видовые признаки, которые способствуют выживанию. Аналогично обстояло дело и с поведением. От природы человек обладает большой вариативностью поведения, однако отби­раются и сохраняются только те виды поведения, которые ведут к благоприятным последствиям, т. е. получают подкрепление. Скиннер видел задачу пси­хологии в том, чтобы определить однозначное со­ответствие между событиями внешней среды и спе­цифическим поведением. Ситуацией, в которой можно проконтролировать все воздействующие факторы, может быть только экспериментальная. Таким образом, Скиннер назвал свой исследова­тельский метод экспериментальным анализом поведения. Все факторы, влияющие на поведение, получили названия независимых переменных, от­ветные поведенческие реакции — зависимых пере­менных. Скиннер полагал, что не существует ника­кой психической активности (ни личностных свойств, ни убеждений, ни ценностей, ни морали), которая посредничала бы между независимыми и зависимыми переменными.

В 1938 г. была опубликована работа Скиннера «Поведение организмов», в которой все поведение человека подразделялось на респондентное и опе-рантное. Респондентное (или рефлекторное) по­ведение, описанное в свое время И. П. Павло­вым, — это поведение, вызванное определенными условными или безусловными предшествующими стимулами. Оперантное поведение (или науче­ние) — это спонтанное, добровольное поведение, ко­торое нельзя вызвать искусственно, но вероятность его можно повысить, если за ним последует под­крепляющее событие, названное Скиннером поло­жительным стимулом. Подкрепления могут быть положительными, нейтральными и отрицательны­ми, однако именно положительные подкрепления наиболее эффективны в формировании желатель­ного поведения. На этом принципе подкрепления основаны психотерапевтические программы моди­фикации поведения, названные «жетонными, сис­темами».

Объяснительные фикции, согласно Скинне-ру, — это ложные объяснения, которые психологи небихевиористы используют для описания поведе­ния, которого они не понимают, или не могут объяс­нить структуру предшествующих или последующих вознаграждений, формирующих и поддерживаю­щих это поведение. К таким объяснительным фик­циям относятся понятия «свобода», «достоинство», «творчество» и др.

Экспериментальный анализ поведения — то на­правление в психологии XX в., в котором ученые ближе всего подошли к так называемой нормаль­ной (парадигмальной) науке (Лихи Т., 2003).

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции