История психологии. Лекции — Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
Бихевиоризм (от англ, behavior — поведение) — революционное течение в американской психологии начала XX в. Годом возникновения этого течения считается 1913 г., когда американский психолог Джон Уотсон (1878-1958) опубликовал свою знаменитую статью «Психология с точки зрения бихевиориста». Позже эта статья получила название «Бихевиористского манифеста». В ней Уотсон пишет: «Подобно тому, как астрономия разделалась с астрологией, нейрология — с френологией, химия — с алхимией, психологии надлежит отказаться от сознания, как бестелесного, причудливо действующего внутреннего агента, о котором известно лишь из данных интроспекции» (цит. по: Ярошев-ский М. Г., 1976).
Бихевиоризм сформировался как течение, оппозиционное структурной психологии и основным идеям В. Вундта, которые находили все меньше и меньше сторонников. «Все то, с чего психология начинала свой путь в качестве самостоятельной науки, становилось призрачным: ее предмет (сознание), ее главная проблема (из чего построено сознание), ее метод (интроспекция), ее объяснительный принцип психическая причинность — обусловленность одних явлений сознания другими явлениями сознания же) (Ярошевский М. Г., 1976).
Философской основой бихевиоризма являются позитивизм и прагматизм. Позитивизм (от лат. positives — положительный) — философское течение первой половины XIX в., основателем которого явился французский философ Огюст Копт (1798-1857). Главная идея позитивизма — науки должны отказаться от изучения причин и сущности вещей (метафизики), а изучать только явления или феномены, т. е. то, что явлено наблюдателю.
Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — философское течение второй половины XIX в., возникло в США и наибольшее распространение получило в первой половине XX в., создатель этого течения — Чарльз Пирс. Идеи прагматизма разделяли и развивали представители американского функционализма Уильям Джеймс и Джон Дъюи. Основная идея прагматизма — точное и ясное понятие о вещи исчерпывается теми практическими эффектами, которые наблюдаются при воздействии на нее (Джеймс: «...гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно...»).
Кроме философских бихевиоризм опирался на ряд научных исследований. К ним в первую очередь относятся исследования в области поведения животных, проведенные американским ученым Эдвардом Торпдайком, исследования русского физиолога И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов).
Период 1913-1950 гг., получивший название «золотой век бихевиоризма», связан в основном с деятельностью Дж. Б. Уотсопа, Карла Лешли (1890-1958), Эдварда Толмепа (1886-1959), Кларка Холла (1884-1952). Уотсон начинал с опытов над животными и видел свою задачу в том, чтобы описать поведение живого организма, будь то человек или животное, с единых позиций.
Цель психологии — описание, предсказание и контроль за поведением на основе анализа стимул-реактивных последовательностей (St—R). Основной метод, с помощью которого формируется поведение, — метод условных рефлексов (учение И. П. Павлова). Уотсон считал, что поведение не начинается в головном мозге; головной мозг действует по принципу ретрансляторной станции, повторно в ослабленной форме воспроизводит сигналы, исходящие от разных мышечных групп; таким образом, нет необходимости исследовать его деятельность.
Наиболее известная работа Уотсона, созданная совместно с Розали Райпер, — «Обусловленные эмоциональные реакции» (1920 г.), в которой описываются знаменитые эксперименты с Альбертом и крысой по формированию и угасанию эмоции страха с применением метода условных рефлексов. «Целью эксперимента было продемонстрировать, что люди рождаются только с несколькими инстинктами — страха, ярости и половым, а эмоции являются версиями этих врожденных рефлексов. В качестве безусловного стимула, порождающего страх (безусловный рефлекс), Уотсон выбрал громкий шум — звук, который издавала металлическая балка при ударе по ней молотком; было установлено, что этот стимул был одним из немногих, пугавших маленького Альберта. Уотсон сопровождал шум условным стимулом, крысой, с которой любил играть Альберт. По теперь, когда Альберт дотрагивался до крысы, Уотсон ударял по балке; после 7 таких сочетаний ребенок демонстрировал страх, как только видел крысу... Уотсон считал, что продемонстрировал, будто богатая эмоциональная жизнь взрослого человека — это всего лишь боль шое количество условных рефлексов, выработанных на протяжении многих лет развития» (Лихи Т., 2003, с. 271-272).
В книге 1924 г. «Бихевиоризм» Уотсон изложил свои взгляды на воспитание. Его знаменитый текст часто приводится в качестве иллюстрации бихевиористских представлений о природе человека: «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков». Уотсон полагал, что наследственность не имеет существенного значения и будущее человека зависит от воспитания. Именно поэтому он настаивал на том, чтобы воспитанием занимались обученные специалисты, способные сформировать у своих подопечных надлежащие условно-рефлекторные связи. Надо сказать, что идея тотальной зависимости от воспитания была близка идеологам революционной России, поэтому в первом издании Большой Советской Энциклопедии была помещена статья Уотсона «Бихевиоризм», в последующих изданиях, например в так называемой сталинской БСЭ, бихевиоризм определяется как буржуазное, реакционное учение.
К 30-м гг. XX в. бихевиоризм стал доминирующим направлением в американской психологии. Внутри него появились отдельные направления — методологический бихевиоризм (признавалось существование сознания, но отрицалась возможность его изучения); радикальный бихевиоризм (его придерживался Уотсон, отрицавший существование сознания, сводивший психику к физиологии и в конечном счете к механистическому пониманию психического, основоположником которого стал Ж. Ламетри).
В 30-е гг. изменилась и теоретическая платформа бихевиоризма: на смену позитивизму пришел логический позитивизм. Изменение философской парадигмы обусловливалось интенсивным бурным развитием физики и появлением в языке этой науки обилия так называемых ненаблюдаемых, теоретических терминов (сила, масса, поле и др.). Возникло требование операционализации, т. е. связывания этих теоретических терминов с терминами наблюдения (длина, вес, время). Так появились формулы: сила — это масса (вес), умноженная на ускорение (время), и др. Процедуры операционализации стали гарантом осмысленности теории.
Радикальный бихевиоризм Скннера. В наиболее полной и компактной форме это направление описано Т. Лихи (2003). Радикальный бихевиоризм Береса Фредерика Скиннера (1904-1990) основывался на новейших разработках эволюционной теории Дарвина, неодарвинизме, связанном с поисками причины поведения людей не в психических процессах, происходивших в них самих, а в событиях, наблюдавшихся в среде.
Несмотря на то что бихевиоризм никогда не сопоставлялся в литературе с психоанализом, считалось, что нет никаких оснований для сравнения этих двух направлений. Скиннер в статье «Критика психоаналитических концепций и теорий» (1954) положительно оценивал открытие Фрейдом бессознательной мотивации человеческого поведения. Если говорить о более глубоких корнях, то Скиннер отдавал должное учению «великого индуктивиста», основателя эмпирической философии Френсиса Бэкона и так же, как он, считал, что истину следует искать в наблюдениях, что рефлекса нет внутри организма, что это гипотетическое понятие, с помощью которого можно связать два наблюдаемых ряда фактов — стимулы и поведение (Лихи Т., 2003).
Подобно Дарвину, Скиннер считал, что природа отбирает тс внешние видовые признаки, которые способствуют выживанию. Аналогично обстояло дело и с поведением. От природы человек обладает большой вариативностью поведения, однако отбираются и сохраняются только те виды поведения, которые ведут к благоприятным последствиям, т. е. получают подкрепление. Скиннер видел задачу психологии в том, чтобы определить однозначное соответствие между событиями внешней среды и специфическим поведением. Ситуацией, в которой можно проконтролировать все воздействующие факторы, может быть только экспериментальная. Таким образом, Скиннер назвал свой исследовательский метод экспериментальным анализом поведения. Все факторы, влияющие на поведение, получили названия независимых переменных, ответные поведенческие реакции — зависимых переменных. Скиннер полагал, что не существует никакой психической активности (ни личностных свойств, ни убеждений, ни ценностей, ни морали), которая посредничала бы между независимыми и зависимыми переменными.
В 1938 г. была опубликована работа Скиннера «Поведение организмов», в которой все поведение человека подразделялось на респондентное и опе-рантное. Респондентное (или рефлекторное) поведение, описанное в свое время И. П. Павловым, — это поведение, вызванное определенными условными или безусловными предшествующими стимулами. Оперантное поведение (или научение) — это спонтанное, добровольное поведение, которое нельзя вызвать искусственно, но вероятность его можно повысить, если за ним последует подкрепляющее событие, названное Скиннером положительным стимулом. Подкрепления могут быть положительными, нейтральными и отрицательными, однако именно положительные подкрепления наиболее эффективны в формировании желательного поведения. На этом принципе подкрепления основаны психотерапевтические программы модификации поведения, названные «жетонными, системами».
Объяснительные фикции, согласно Скинне-ру, — это ложные объяснения, которые психологи небихевиористы используют для описания поведения, которого они не понимают, или не могут объяснить структуру предшествующих или последующих вознаграждений, формирующих и поддерживающих это поведение. К таким объяснительным фикциям относятся понятия «свобода», «достоинство», «творчество» и др.
Экспериментальный анализ поведения — то направление в психологии XX в., в котором ученые ближе всего подошли к так называемой нормальной (парадигмальной) науке (Лихи Т., 2003).