История психологии. Лекции — Генезис и характерные черты античной философии
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Генезис и характерные черты античной философии
Греция оказалась тем географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни человечества — философия как попытка осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше непосредственного насущного бытия человека с его биологическими потребностями — установилась окончательная, непреодолимая граница между животным миром и человеком. «Философия родилась в процессе выделения логоса и обособления его от фантазий и мифов» (Антисери Д., Реале Дж., 2001).
Из философских размышлений сформировалась традиция рационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений. Рациональный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение, что естественные явления имеют естественные (а не сверхъестественные) объяснения, открывали желанную возможность контролировать мир, а в конечном счете -господствовать над природой (сейчас мы можем говорить о том, что это господство стало опасным для самого человека). Именно эта традиция породила науки и этические ценности современной Европы. Такие формы греческой культуры как религиозные, политические и военные институты, ремесла и технические достижения имелись и у других народов.
В чем причины того, что греческая культура стала ключевым фактором развития европейской цивилизации? Приводятся несколько причин разного характера.
Греция является полуостровным государством, где мореходство развивалось с незапамятных времен. Активная торговля способствовала многочисленным кросскультурным контактам греков, что способствовало формированию многомерной картины мира, допускающей многообразие языков, традиций, жизненных стилей, и порождало раздумья.
Кроме того, греческая цивилизация представляла собой культуру, свободную от насильственной религиозности. Немаловажное значение имел и тот факт, что элита греческого общества смогла употребить свою «праздность» для целей философского размышления.
Эпоха античности продолжалась с VI в. до н. э. до II-III вв. н. э., т. е. примерно 8 веков. Внутри нее выделяются три периода с характерными признаками каждого из них.
Первый период получил название атомистической материалистической античности, и для него характерны:
• огромный интерес к космосу и создание первых космологических теорий;
• поиск первоосновы мира в виде знаменитых первоэлементов и споры о приоритетности того или другого из них;
• одушевление мира и приписывание ему свойств разумности и справедливости.
Второй период получил название гуманистической идеалистической античности, и для него характерны:
• интерес к человеку, его взаимоотношениям с миром;
• создание концепции высшего мира с его идеальными свойствами;
• признание разума как высшей человеческой ценности;
• признание добродетели и ценностей нравственного начала в человеке;
• изменение представлений о связи души и тела, последовательность переходов, описанных разными авторами, выглядит следующим образом: тело —это отличная от души субстанция; тело — случайное пристанище души, тело — тюрьма для души.
Третий период называется периодом поздней античности, и для него характерны:
• создание и проработка религиозной концепции человека; существенные изменения в представлениях о человеке; если в предыдущий период человек представлялся существом героическим, добродетельным, процветал культ здорового красивого тела и любви, то в поздней античности человек пред ставлялся существом греховным по факту своего рождения, поэтому он печален и его прижизненная задача — искупить свою греховность;
* формирование ценностей страдания, эмоциональных и волевых свойств, которые стали приоритетными над интеллектуальными.