История психологии. Лекции — Генезис и характерные черты античной философии

Генезис и характерные черты античной философии

Греция оказалась тем географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни челове­чества — философия как попытка осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше непосредственного насущного бытия челове­ка с его биологическими потребностями — устано­вилась окончательная, непреодолимая граница меж­ду животным миром и человеком. «Философия родилась в процессе выделения логоса и обособле­ния его от фантазий и мифов» (Антисери Д., Реа­ле Дж., 2001).

Из философских размышлений сформировалась традиция рационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений. Рацио­нальный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение, что естественные яв­ления имеют естественные (а не сверхъестествен­ные) объяснения, открывали желанную возмож­ность контролировать мир, а в конечном счете -господствовать над природой (сейчас мы можем го­ворить о том, что это господство стало опасным для самого человека). Именно эта традиция породила науки и этические ценности современной Европы. Такие формы греческой культуры как религиозные, политические и военные институты, ремесла и тех­нические достижения имелись и у других народов.

В чем причины того, что греческая культура ста­ла ключевым фактором развития европейской ци­вилизации? Приводятся несколько причин разно­го характера.

Греция является полуостровным государством, где мореходство развивалось с незапамятных вре­мен. Активная торговля способствовала многочис­ленным кросскультурным контактам греков, что способствовало формированию многомерной кар­тины мира, допускающей многообразие языков, тра­диций, жизненных стилей, и порождало раздумья.

Кроме того, греческая цивилизация представля­ла собой культуру, свободную от насильственной религиозности. Немаловажное значение имел и тот факт, что элита греческого общества смогла упо­требить свою «праздность» для целей философско­го размышления.

Эпоха античности продолжалась с VI в. до н. э. до II-III вв. н. э., т. е. примерно 8 веков. Внутри нее выделяются три периода с характерными призна­ками каждого из них.

Первый период получил название атомистиче­ской материалистической античности, и для него характерны:

• огромный интерес к космосу и создание пер­вых космологических теорий;

• поиск первоосновы мира в виде знаменитых первоэлементов и споры о приоритетности того или другого из них;

• одушевление мира и приписывание ему свойств разумности и справедливости.

Второй период получил название гуманистиче­ской идеалистической античности, и для него ха­рактерны:

• интерес к человеку, его взаимоотношениям с миром;

• создание концепции высшего мира с его иде­альными свойствами;

• признание разума как высшей человеческой ценности;

• признание добродетели и ценностей нравствен­ного начала в человеке;

• изменение представлений о связи души и тела, последовательность переходов, описанных разны­ми авторами, выглядит следующим образом: тело —это отличная от души субстанция; тело — случай­ное пристанище души, тело — тюрьма для души.

Третий период называется периодом поздней античности, и для него характерны:

• создание и проработка религиозной концеп­ции человека; существенные изменения в представлениях о человеке; если в предыдущий период человек представлялся существом героическим, доброде­тельным, процветал культ здорового красивого тела и любви, то в поздней античности человек пред ставлялся существом греховным по факту своего рождения, поэтому он печален и его прижизненная задача — искупить свою греховность;

* формирование ценностей страдания, эмоцио­нальных и волевых свойств, которые стали приори­тетными над интеллектуальными.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции