История психологии. Лекции — Развитие экспериментальной психологии в Англии
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Развитие экспериментальной психологии в Англии. Исследования Ф. Гальтона
В Англии на рубеже XIX-XX вв. наука развивалась благодаря усилиям одиночек. Такая ситуация обусловливалась тем, что основные управленческие решения в английских университетах принимали религиозные власти, категорически запрещавшие изучение феномена души с позиций естественных наук.
Френсис Галътон (1822-1911) относился к числу таких ученых. По мнению Д. Шульц и С. Шульц (1998), влияние, которое оказал Гальтон на развитие психологии в XX в., намного превосходит влияние Вундта.
Наследование умственных способностей. Первой и наиболее значительной работой Гальтона явилась книга «Наследственный гений» (1869 г.), где рассматривался вопрос о наследуемости одаренности. Гальтон изучал семьи знаменитых английских ученых, юристов, военных и спортсменов методом анализа родословных и пришел к выводу о наследственной передаче одаренности, которая передается от отцов сыновьям так же, как физические признаки.
Для проверки влияния воспитания на развитие одаренности Гальтон обратился к исследованиям близнецовых пар. Он предложил анкету родителям 55 пар близнецов, чтобы выяснить степень сходства близнецов в характере, способностях, темпераменте.
Гальтону принадлежит авторство в разработке знаменитого проекта по евгенике (от греч. eugenes — породистый). Термин возник в период античности в Спарте и на протяжении истории человечества имел разные значения. В Спарте иод евгеникой понималась практика несохранения жизни больным и ущербным от рождения детям. Гальтон также обратился к идее улучшения человеческого рода, но если для спартанцев самым важным свойством было физическое здоровье человека, то Гальтон хотел улучшить человеческий род в плане его одаренности, т. е. умственных способностей. Он исходил из предположения, что если интеллектуальные характеристики передаются по наследству так же, как физические, то с помощью направленного скрещивания, т. е. браков между одаренными мужчиной и женщиной, можно получать более одаренных потомков. Он направил свой проект в английский парламент, подсчитав его стоимость (так как такие браки должны были субсидироваться), но получил
отказ.
Концепция умственных способностей и их измерение. Для того чтобы определить уровень одаренности, Гальтон разработал специальные задания — тесты (от англ, test — испытание), с помощью которых измерял умственные способности. В своем понимании интеллекта Гальтон основывался на сенсушшстской (эмпирической) позиции, согласно которой в основе умственных способностей лежат хорошо развитые сенсорные (тонкий слух, острое зрение, цветовое восприятие). К наследственно обусловленным качествам ума он относил энергию тела и духа, выдержку и постоянство, врожденное влечение к наукам, здоровье и независимость суждений. Таким образом, разработанные Гальто-ном тесты включали в себя преимущественно сенсорные пробы, а также исследования (измерения) ассоциативных способностей и способностей формирования суждений. В 1884 г. он основал в Лондоне при Южно-Кен-сингтонском музее «антропометрическую» лабораторию, где и проводил замеры. Любой пришедший мог за небольшую плату измерить свои умственные способности и антропометрические характеристики (рост, вес, объем легких, частоту дыхания, предельную силу отдельных групп мышц). Целями этой программы являлось определение диапазона человеческих возможностей населения Великобритании и выяснение интеллектуального потенциала нации. Гальтон также полагал, что эти данные можно использовать при решении государственных задач, связанных с отбором людей для работы в промышленности и службы в армии, а также в связи с колониальной политикой. Выборка Гальтона составила более девяти тысяч человек. Все результаты тщательно фиксировались; записи архива Гальтона сохранились в полном порядке. Это позволило группе психологов из США через 100 лет (в 1985 г.) сравнить данные, полученные Галътоном, с современными данными. Сравнение позволяет сделать выводы о высокой надежности тестов Гальтона, о постоянстве на протяжении века антропометрических характеристик человека и об увеличении темпов психофизиологического развития современных людей (Шульц Д., Шульц С., 1998).
Дифференциальная психология. Популяцион-ные исследования умственных способностей британцев имели два важных следствия в развитии психологии. Первое следствие касалось формирования
целого направления исследований — дифференциальной психологии, или психологии индивидуальных различий. Данные Гальтоиа вскрывали один неочевидный ранее факт — факт наличия большого разнообразия между людьми в абсолютных значениях результатов тестов. Этот эмпирический факт подтверждал эволюционные идеи Дарвина о том, что видовое разнообразие признаков (внешних или поведенческих) — путь, по которому идет развитие живой природы в поисках более адаптивных признаков. Таким образом, дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий, — направление, цель которого — изучение основных направлений в развитии психологических признаков, путей, по которым идет природа, совершенствуя человека.