История психологии. Лекции — Формирование и развитие психоанализа
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Формирование и развитие психоанализа
Психоанализ — одно из уникальных течений психологии XX в., зародившееся в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами. Психоанализ в том виде, в каком его разрабатывал Зигмунд Фрейд (1856-1939) (ортодоксальный психоанализ), применим только для лечения невротических расстройств. Психоаналитики в середине XX в. расширили сферу его применения до терапии психозов. Вместе с тем психоанализ имел огромное влияние на психологические концепции личности XX в. и в еще большей степени — на прак тику оказания психологической помощи. Это одно из немногих течений в психологии начала XX в., сохранивших свою жизнеспособность и развивающихся поныне.
Термин «психоанализ» имеет три значения: психоанализ как метод лечения, психоанализ как концепция личности, психоанализ как концепция общества и истории человеческой цивилизации. В своем последнем значении психоанализ наиболее уязвим.
Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Фрейд явился абсолютным новатором, у него существовали предшественники. К ним в первую очередь относится основоположник немецкой классической философии Г. Лейбниц, впервые использовавший термин «бессознательное», чтобы доказать, что не вся область сознания является ясной, что за ее пределами находится область бессознательного, где хранятся забытые, но легко актуализируемые фрагменты опыта человека. Отметим, что такое понимание бессознательного не полностью совпадает с пониманием Фрейда: допускается жесткая граница между областями сознательного и бессознательного. Другим предшественником был немецкий философ-эмпирик Гербарт, который одним из первых, правда, не совсем удачно попытался применить измерительные процедуры при исследовании психических процессов (представлений). Он полагал, что каждое представление обладает энергетическим значением, при этом разные
представления находятся в состоянии динамической борьбы, стремясь попасть в область сознания, оттеснив другие представления в область бессознательного. Более непосредственными предшественниками Фрейда традиционно считаются врачи двух наиболее известных в конце XIX в. французских психиатрических клиник Жан Мартен Шарко (1825-1893) (клиника Сальпетриер), Ипполит Мария Бернгейм (1840-1919), Амброз Огюст Льебо (1823-1904) (клиника Нанси), проводившие эксперименты по лечению истерии гипнозом. В 1886 г, Фрейд находился на стажировке в Сальпетриере и пребывал под сильным впечатлением личности Шарко и его новаторских экспериментов по формированию невротических симптомов в состоянии гипноза. В 1889 г. он стажировался в Нанси и наблюдал за экспериментами но постгипнотическому внушению и поведению на основе неосознаваемой мотивации (Александер Ф., Селестик Ш., 1995). Теория Дарвина также оказала на Фрейда сильное влияние: он полагал, что человек — в первую очередь биологическое существо, главная мотивация которого — продолжение своего существования.
Биография Фрейда многократно публиковалась (наиболее подробный из переведенных на русский язык источников — уже упоминавшаяся книга Александера и Селсстика).
Психоанализ как метод исследования содержания свободных ассоциаций и материалов сновидения. Вскоре после своих стажировок во Франции Фрейд понял, что гипноз как метод лечения истерии не дает стойких результатов. Ремиссия (временное ослабление или исчезновение болезни) наступает, но она непродолжительна, и симптоматика возвращается либо в прежнем, либо в измененном виде. Эти наблюдения вынудили Фрейда искать новый метод лечения. Параллельная работа по исследованию психологической сути истерии (совместно с И. Брейером) привела Фрейда к осознанию того, что при истерии больной страдает от подавленных в памяти «психических травм», воспоминание (осознание) которых вызывает столь сильные эмоции, что они грозят личности психотическим срывом. Таким образом, лечение истерии будет заключаться в осознании больным подавленного травматического опыта и принятии его как данности («Очерки истерии», 1895). Задача Фрейда состояла в том, чтобы сделать процесс осознания возможным. Он пришел к выводу, что гипноз не эффективен, так как отключает Я больного, актуализированные в гипнозе травмы не становятся достоянием сознательной личности. В 1895 г. Фрейд открыл метод свободных ассоциаций, использование которого привело к осознанию материала и его эмоциональному отреагированию (катарсису), при этом процесс происходил постепенно, что позволяло личности интегрировать свой ранее вытесненный опыт и избавиться от симптомов, которые, по мнению Фрейда, являлись телесными заменителя ми подавленных переживаний. Именно процесс анализа и интерпретации свободных ассоциаций был назван «психоанализом» и впервые введен в научный оборот Фрейдом в 1896 г. Параллельно разрабатывалась клиническая процедура: затемненное помещение, «кушетка», отсутствие визуального контакта с врачом, условия, которые способствовали максимальному регрессу и облегчению процесса свободного ассоциирования. Анализ клинического опыта привел Фрейда к пониманию того, что материалы сновидений и свободных ассоциаций близки по форме и психологическому содержанию; он применил технику свободных ассоциаций к элементам (деталям) сна. Результатом этой работы стало понимание сна как процесса разрядки эмоционального напряжения и исследования механизмов искажения (цензуры) сновидения как защиты от осознания сновидцем содержания своего сна. К таким механизмам Фрейд отнес сгущение, смещение, использование символов, части вместо целого, выражение через противоположное. Эти результаты опубликованы в его работе «Толкование сновидений» (1900). Следующей работой Фрейда была книга «Психопатология обыденной жизни» (1901), в которой он привел доказательства того, что подавленный материал может проявляться не только через невротические симптомы и сновидения, но и через оговорки, «описки», забывания, неузнавания и др.