История психологии. Лекции — Психологические идеи поздней античности
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Психологические идеи поздней античности
Во II в. до н. э. после распада Греции политическим и экономическим центром стал Рим, однако культуры завоеванных стран, и особенно Греции, продолжали сильно влиять на Римскую империю. В I в. н. э. христианство признается государственной религией Римской империи, а в IV в. Выходит за пределы Рима. Психологические идеи этого периода сильно окрашены религиозным, духовным содержанием.
Неоплатонизм Плотина (205-270 гг.) и концепция эманации души. Плотин — один из крупнейших философов раннего христианства. Религиозные ценности отрешенности, смирения, уединения и погруженности в себя получили теологическое обоснование в философии Плотина. Концепция мироздания и человека в нем, названная эманацией души (от лат. emanatio — истечение), выглядит следующим образом. Первая ипостась — Абсолют (или Единое) — самопродуцирующая активность, благо, которое творит само себя, причина себя, то, что существует в себе и для себя, — «causa sui» (причина самого себя). Все сущее изливается из Единого иррадиирующими лучами, волнами тепла. Вторая — Нус (или Дух) — интеллектуальное начало. Третья — Душа разумная проистекает из Духа, ее предназначение — управлять чувственным миром и упорядочивать его. Индивидуальная душа соединена с физическим телом. Последний и самый низший уровень воплощения — материя. Душа разумная может быть обращена вверх, к чистой мировой Душе — Духу или вниз, к грешной материи, но жизненное предназначение человека — соединиться с мировой Душой, утратив собственную индивидуальность.
Христианская философия Августина Блаженного (354-430 гг.). Августин Блаженный (Аврелий Августин, Святой Августин) — сложная, противоречивая фигура рубежа поздней античности и раннего средневековья. Значение его как ученого определяется тем, что он открыл новую форму философских размышлений — философствование в вере, полагая, что вера и разум взаимно дополняют друг друга, а понимание — это вознаграждение веры («Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь»), Августин признавал ложным античный путь познания через свободный индивидуальный поиск, основанный на рациональном, утверждая, что только христианский путь, основанный преимущественно на вере, ведет к истине. С философии Августина начинаются перелом и разделение теологической и философской традиций. Всю философию Августина можно охарактеризовать как теоцентрическию (от греч. теос — бог), так как понимание бога является в ней центральным.
В начале своей жизни Августин был ритором, т. е. учителем в светской школе; после прочтения трактатов Цицерона обратился к философии и преимущественно к работам Плотина, который по духу был ему ближе всех. В возрасте 33 лет принял крещение, умер в сане епископа в североафриканском г. Гиппоне. Наиболее известной его работой, шедевром поздней античности считается «Исповедь», написанная в 397 г., явившаяся новым философ-ско-психологическим жанром исповедальной автобиографии.
Представления о душе. Душа — самобытная субстанция — не содержит в себе ничего матери ального, создана богом и бессмертна. Она имеет функции мышления, памяти и воли, отличается от тела совершенством. Душа познает бога, а тело препятствует этому познанию, поэтому, подавляя чувственные наслаждения, человек помогает душе совершать свой путь познания. Основу духовной жизни составляет воля, из чего следует, что человеческую сущность определяет не разум, а его деятельное начало — активная воля.
Представления о познании также носят выраженный религиозный характер. Бог — это объект познания, причина познания и инструмент познания. В познании открываются сущностные вещи, оно метафизично.
Этика Святого Августина. Цель человеческой жизни — счастье, состоящее из познания бога и испытания души. Познание бога возможно только с помощью глубокого погружения в себя, узнавания себя («Это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа»; «Лучшее, конечно, то, что внутри меня»). В этике нет жесткого противопоставления добра и зла: добро абсолютно, а зло — это отсутствие добра или некая начальная ступень добра, на которой его еще нет. Зло возникает там, где ничего не делается хорошо в силу гордыни либо вожделенности. Согласно этой логике и тому, что наблюдаемо, мир состоит из двух миров: «Града Божьего», где правят любовь к богу и презренье к себе, и «Града Земного» — мира государственности, или социальной жизни человека, основанной на любви к себе и презрении к богу.