История психологии. Лекции — Трехуровневая структура процесса познания
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Трехуровневая структура процесса познания
Трехуровневая структура процесса познания. Разум — наиболее значимая часть души, «душа души», поэтому ему уделяется большое внимание в философском учении Платона. Уровни различаются по объекту, на который направлено познание.
Мнение — низший вид знания — созерцание объектов чувственного (материального) мира (метафора узника, прикованного в глубине темной пещеры, — «Государство»).
Рассудок — объектом познания является мир идей, который постигается не непосредственно, а через промежуточные образы-модели. Примером может служить геометрия, к которой Платон относился с большим уважением. В геометрии с помощью моделей постигаются метрические характеристики пространства.
Разум — высший уровень познания, на котором постигаются идеи, свободные от всякой наглядно-образной составляющей. Здесь «душа направлена к познанию сущности вещей через диалектику». Диалектика Платона — способ от единичного посредством понятий прийти к общей идее путем сопоставления понятий и отыскания противоречий в них. Этот процесс Платон описал как внутренний диалог, или диалог с внутренним собеседником, подчеркнув, что на высшем уровне познавательного процесса человеку не нужен внешний собеседник.
Метафизика (дословно — после физики), или «вторая навигация» — стремление к постижению и необходимость постижения не только мира физических явлений, но и мира сверхчувственного бытия, «мира идей», для чего недостаточно объяснения реальности исходя из физической (натурфилософской) причинности.
Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцем философии своего учителя в той мере, в какой сам Платон принимал философию Сократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицинское, а затем философское образование. Таким образом, его мировоззрение сформировалось до встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современного естественно-научного понимания мира. Материалистически ориентированные авторы считают Аристотеля самым видным автором античности, те же, кто ориентирован на поиск ответов на метафизические, сущностные вопросы, а также открыт вере, в большей степени разделяют учение Платона. Полярность воззрений этих авторов отражена в известной фреске Рафаэля «Афинская школа», где Платон и Аристотель изображены в центре, при этом Платон указывает рукой на небо, а Аристотель — на землю.
Согласно философской концепции Аристотеля, мир есть результат взаимодействия двух начал, материи, пассивной субстанции и формы, активного начала, которое обладает организующей функцией относительно материи. Форма составляет сущность вещей.
Учение о душе. Представления о душе изложены Аристотелем в одноименном трактате («О ду ше»). Душа — это форма, или организующее, управляющее начало живой материи; кроме того, душа — это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение — это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия — материя, форма, причина и цель — объединены в философии Аристотеля в одно — энтелехия (от греч. entelecheia — целенаправленность). Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Она представляет собой некое органическое вещество -«пневму», которая у животных вырабатывается в крови. В некоторых источниках (Якунин В. А., 1998; Ждан А. К, 1997) концепция души Аристотеля называется «сердцецентрической». Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона).
Аристотель выделяет так называемые способности (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни.
Растительная душа обладает свойством уподобления, извлекая из окружающей природы питательные вещества, которые сначала инородны по отношению к ней; она уподобляет их согласно своей природе, и за счет этого процесса происходят питание, рост и размножение. Эта способность — общая у растений, животных и человека.
Животная душа обладает свойством воспринимать образы вещей (сенсорные свойства), переживать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку.
Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обладает только человек.
В представленном иерархическом построении отчетливо просматриваются элементы эволюционного мышления Аристотеля.
Представления о процессе познания. Познание начинается с восприятия (перцепции), «принятия» воспринимающим органом формы предмета без его материи. Для того чтобы восприятие могло осуществиться, необходимы три условия: наличие воздействующего предмета внешнего мира, промежуточная среда, передатчик сигнала (свет — для зрения, воздух — для слуха) и ощущающая способность тела, сконцентрированная в органах чувств. Из всех органов чувств осязание является первичным и основным видом чувствительности; кроме того, оно объединяет в себе несколько видов чувствительности, (ощущение касания, движения, температурный и болевой виды чувствительности), и на его основе формируется способность ориентации организма в трехмерном пространстве. Нельзя не удивиться глубине понимания Аристотелем сути перцепции, современная теория ощущений (Ананьев Б. Г., 1969) вполне согласуется с идеями Аристотеля, в частности, относительно осязания. На следующем этапе познания частные виды перцепции упорядочиваются, сравниваются, объединяются в единый класс или разъединяются в центральном органе, локализованном в головном мозге. Аристотель назвал этот орган «общим чувствилищем». Если воспользоваться современным языком, то можно сказать, что этот орган ответствен не только за прием и первичную обработку информации, но и за ее хранение. Прежние впечатления взаимодействуют с вновь поступившими, основной механизм такого взаимодействия — ассоциация (связь). Аристотель описал следующие виды ассоциаций: по сходству, по противоположности и по временной смежности. Благодаря ассоциациям образ предмета может возникать в отсутствие самого предмета. Таким образом, Аристотель впервые описал механизм сохранения и накопления опыта, или процесс научения, и тем самым заложил основы одного из важных течений в психологии XVIII-XIX вв, — ассоциативной психологии. В синтезирующем органе («общем чувствилише») происходят такие психические процессы, как память, представления и воображение, которые являются процессами-посредниками между перцепцией и мышлением. В зависимости от того, какие операции осуществляются в памяти, Аристотель выделяет низшую память, которая хранит копии предметов и привязывает события к временной оси (она свойственна человеку и животным), и высшую память, в которую включен процесс мышления.
Мышление (форма форм) — процесс, в котором исчезает наглядно-образное содержание и остается только обобщенное, общезначимое знание.
На основе описанного трехступенчатого познавательного процесса формируется индивидуальный разум, погибающий со смертью человека. Однако помимо индивидуального разума существует «родовой разум», содержащий «чистые всеобщие фор-мы", вечный и неразрушимый.
Представления об эмоциональных процессах (чувствах и аффектах). Аристотель полагал, что источниками эмоциональных реакций человека являются внешние события и представления о них. Удовольствие и страдание — результат свободного и затрудненного протекания телесных или душевных процессов. Удовольствие делает жизнь полной и цельной. Аффектами Аристотель называл влечения и эмоционально насыщенные состояния страха, гнева, ненависти, зависти, радости и др. Аффект вызван внешним событием и вынуждает человека действовать непроизвольно. Обсуждая проблему аффекта, Аристотель ввел понятие катарсиса, как очищения аффекта. Этот термин он позаимствовал у Гиппократа. Катарсис — лечение болезни с помощью выпускания накопившихся лишних соков, например кровопускание как процедура, восстанавливающая баланс четырех жидких сред организма. «Трагедия при помощи сострадания и страха позволяет достичь очищения аффектов», или катарсиса (Александер Ф., Селестик Ш., 1995). Так Аристотель предвосхитил один из важных механизмов психотерапевтического лечения, заново открытый в XX в. 3. Фрейдом и Я. Л. Морено,
Представление о характере. Типология характеров Теофраста, Аристотель считал, что характер — не природное свойство человека, а результат прижизненного опыта. Тем не менее отдельным возрастам свойственны определенные черты характера, положение на социальной лестнице также формирует определенный характер. Ученик Аристотеля Теофраст (370-288 гг. до н. э.) в своем трактате «Характеристики» дал описание 30 характеров. Критерием для создания этой, возможно, одной из первых типологий явилось наблюдаемое поведение. Интересно обратиться к первоначальному значению столь широко используемого слова «характер» (от греч. charakter — черта, особенность, изображение) — это знак, который наносился на межевой камень в поле, знак принадлежности данной земли определенному хозяину.