История психологии. Лекции — Джером Брунер

Джером Брунер

Джером Брунер (р. 1915) — один из известных представителей когнитивной психологии и после­дователь идей Ж. Пиаже. Получил образование и сначала работал в США (Гарвардский универси­тет), с 1972 г. живет и работает в Великобритании

(Оксфордский университет). В ранних работах 40-х гг. обобщил свой опыт исследования воспри­ятия беженцев из фашистской Германии и при­шел к выводу, что восприятие людей, пережив­ших сильный стресс, избирательно и искажает реальность. В частности, он показал, что чем большая субъективная ценность приписывается предмету, тем больше кажется его физическая ве­личина, что стресс приводит к тому, что нейтраль­ные слова воспринимаются как угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процес­сов от личного опыта он ввел понятие «социаль­ное восприятие». В работе «Исследование когни­тивного роста» (1966) Брунер выделил три формы знания, которые соответствовали трем этапам ког­нитивного развития и трем формам представле­ния детьми реальности, В возрасте до. 3 лет ото­бражение реальности осуществляется в виде физической активности. Например, ребенок не может объяснить, как птица машет крыльями при полете, но может показать, как она это делает. В возрасте 3-7 лет ребенок способен создавать об­разы, которые могут отражаться в рисунках или храниться в воображении. После 7-8 лет дети спо­собны пользоваться символами, появляется абст­рактное мышление. Брунер считает, что сущность образовательного процесса — это обеспечение ин­струментов и методов для перевода опыта челове­ка в символы и упорядочивания их. В переведен­ной на русский язык книге «Психология познания» (1977) Брунер исследовал процесс восприятия как акт категоризации, феномены неадекватного вос­приятия и культурные различия в восприятии (зрительное восприятие гарпунщиков рыбы, кото­рые воспринимают цель через искаженную приз­му — толщу воды; сортировка шкур оленеводами по специфике узора и др.). Процесс мышления ав­тор понимает как процесс формирования понятий и с целью его исследования разрабатывает экс­периментальную процедуру, широко известную в отечественной литературе под названием мето­дики образования искусственных понятий (Практикум по психологии, 1972).

В середине 50-х гг. в когнитивной психологии возникло новое направление — исследование ког­нитивных стилей, суть которого заключалась в изучении индивидуальных различий в способах по­лучения знаний или личностной специфичности по­знания. Первой работой в этой области была книга Г. Виткина «Личность сквозь восприятие» (1954), где описывались следующие когнитивные стили: полезависимость—поленезависимость, импульсив­ность—рефлексивность, диапазон эквивалентности, широта сканирования, сглаживание—заострение, толерантность к нереальному опыту, дифференци-рованность схемы тела, ригидность—гибкость. Ког­нитивные стили рассматриваются как устойчивые личностные характеристики, которые сохраняются в разных видах деятельности, не имеют оценочной окраски, так как это — способ деятельности, а не чин. Работая в лаборатории Клода Бернара (Па­риж), Сеченов открыл механизм центрального тор­можения (произвольной задержки двигательных актов), в результате чего опроверг представление о рефлексе как о механическом процессе. Описал два типа рефлексов: рефлексы с тормозным концом (мышление, намерение, воля) и рефлексы с усилен­ным концом (сильные аффекты). Сеченов также изменил концепцию рефлекса, заменив понятие рефлекторной дуги (Ч. Белл) понятием рефлектор­ного кольца (Якунин В. А., 1998; Ярошевский М. Г., 1976).

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции