История психологии. Лекции — Джером Брунер
- История психологии. Лекции
- Генезис и характерные черты античной философии
- Атомистические материалистические концепции души в античной философии
- Философская и медицинская школа Гиппократа
- Идеалистические гуманистические философские концепции
- Трехуровневая структура процесса познания
- Психологические идеи поздней античности
- Научные и философские идеи периода Возрождения
- Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения
- рационалистический и эмпирический пути познания мира
- Рационалистические обоснования философских концепций XVII в
- Становление и развитие эмпирической психологии в учениях английских философов
- Развитие идей эмпирической психологии в работах французских философов
- Развитие психологии как самостоятельной науки
- Психофизиология органов чувств
- Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии
- Выделение психологии в самостоятельную науку
- Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XX в
- Развитие экспериментальной психологии в Англии
- Статистические методы в психологии
- Структурализм и функционализм в американской психологии
- Психологические идеи в рамках гештальтпсихологии
- Формирование и развитие психоанализа
- Трехчленная структура личности и динамика психической энергии
- Бихевиоризм как новая методология психологического исследования
- Когнитивная психология и процессы приобретения опыта
- Джером Брунер
- Павлов и Бехтерев
- Первые образовательные психологические программы
- Категориальный строй
Джером Брунер
Джером Брунер (р. 1915) — один из известных представителей когнитивной психологии и последователь идей Ж. Пиаже. Получил образование и сначала работал в США (Гарвардский университет), с 1972 г. живет и работает в Великобритании
(Оксфордский университет). В ранних работах 40-х гг. обобщил свой опыт исследования восприятия беженцев из фашистской Германии и пришел к выводу, что восприятие людей, переживших сильный стресс, избирательно и искажает реальность. В частности, он показал, что чем большая субъективная ценность приписывается предмету, тем больше кажется его физическая величина, что стресс приводит к тому, что нейтральные слова воспринимаются как угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от личного опыта он ввел понятие «социальное восприятие». В работе «Исследование когнитивного роста» (1966) Брунер выделил три формы знания, которые соответствовали трем этапам когнитивного развития и трем формам представления детьми реальности, В возрасте до. 3 лет отображение реальности осуществляется в виде физической активности. Например, ребенок не может объяснить, как птица машет крыльями при полете, но может показать, как она это делает. В возрасте 3-7 лет ребенок способен создавать образы, которые могут отражаться в рисунках или храниться в воображении. После 7-8 лет дети способны пользоваться символами, появляется абстрактное мышление. Брунер считает, что сущность образовательного процесса — это обеспечение инструментов и методов для перевода опыта человека в символы и упорядочивания их. В переведенной на русский язык книге «Психология познания» (1977) Брунер исследовал процесс восприятия как акт категоризации, феномены неадекватного восприятия и культурные различия в восприятии (зрительное восприятие гарпунщиков рыбы, которые воспринимают цель через искаженную призму — толщу воды; сортировка шкур оленеводами по специфике узора и др.). Процесс мышления автор понимает как процесс формирования понятий и с целью его исследования разрабатывает экспериментальную процедуру, широко известную в отечественной литературе под названием методики образования искусственных понятий (Практикум по психологии, 1972).
В середине 50-х гг. в когнитивной психологии возникло новое направление — исследование когнитивных стилей, суть которого заключалась в изучении индивидуальных различий в способах получения знаний или личностной специфичности познания. Первой работой в этой области была книга Г. Виткина «Личность сквозь восприятие» (1954), где описывались следующие когнитивные стили: полезависимость—поленезависимость, импульсивность—рефлексивность, диапазон эквивалентности, широта сканирования, сглаживание—заострение, толерантность к нереальному опыту, дифференци-рованность схемы тела, ригидность—гибкость. Когнитивные стили рассматриваются как устойчивые личностные характеристики, которые сохраняются в разных видах деятельности, не имеют оценочной окраски, так как это — способ деятельности, а не чин. Работая в лаборатории Клода Бернара (Париж), Сеченов открыл механизм центрального торможения (произвольной задержки двигательных актов), в результате чего опроверг представление о рефлексе как о механическом процессе. Описал два типа рефлексов: рефлексы с тормозным концом (мышление, намерение, воля) и рефлексы с усиленным концом (сильные аффекты). Сеченов также изменил концепцию рефлекса, заменив понятие рефлекторной дуги (Ч. Белл) понятием рефлекторного кольца (Якунин В. А., 1998; Ярошевский М. Г., 1976).