link444 link445 link446 link447 link448 link449 link450 link451 link452 link453 link454 link455 link456 link457 link458 link459 link460 link461 link462 link463 link464 link465 link466 link467 link468 link469 link470 link471 link472 link473 link474 link475 link476 link477 link478 link479 link480 link481 link482 link483 link484 link485 link486 link487 link488 link489 link490 link491 link492 link493 link494 link495 link496 link497 link498 link499 link500 link501 link502 link503 link504 link505 link506 link507 link508 link509 link510 link511 link512 link513 link514 link515 link516 link517 link518 link519 link520 link521 link522 link523 link524 link525 link526 link527 link528 link529 link530 link531 link532 link533 link534 link535 link536 link537 link538 link539 link540 link541 link542 link543 link544 link545 link546 link547 link548 link549 link550 link551 link552 link553 link554 link555 link556 link557 link558 link559 link560 link561 link562 link563 link564 link565 link566 link567 link568 link569 link570 link571 link572 link573 link574 link575 link576 link577 link578 link579 link580 link581 link582 link583 link584 link585 link586 link587 link588 link589 link590 link591

История психологии. Лекции

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Конспект лекций

Философский период развития психологии

Тема 1. Предмет истории психологии

Предмет история психологии — это изучение изменений в представлениях ученых о психичес­ких феноменах, предмете психологии, методах, о структуре самой науки.

Психология как наука начинается с понятия «душа», но, несмотря на то что человечество зада­ется вопросом о том, что такое душа, с доистори­ческих времен, оно так и не получило ответа. Труд­ности в изучении феномена души (или психики) заключаются, во-первых, в том, что он не имеет не­посредственного материального воплощения (пси­хика — это идеальная субстанция), а во-вторых, в том, что он не объективирован для человека, а слит с ним воедино, так что познающий субъект и позна­ваемый феномен нерасторжимы, или то, «чем по­знается», и то, «что познается», — едины. Психология имеет дело с «опредмеченными» во­площениями психической активности, выраженны­ми соматически (вегетативные проявления при пе­реживании эмоций), вербально (в письменной и устной речи) и в продуктах человеческой деятель­ности. Тот факт, что сам феномен не опредмечен, а значит, и не наблюдаем, порождает множество кон­цепций, версий того, что такое душа или психика. Так, ранние, доантичные, античные и более поздние (вплоть до середины XIX в.) концепции психики были результатом субъективных раздумий филосо­фов о душе. Естественно, что эти концепции явля­ются непроверяемыми или неверифицируемыми, а согласие или несогласие с ними — это результат до­верия им. Лишь с началом использования экспери­мента в психологии (1879 г.) возникла возможность формулирования и проверки гипотез, и психология начала свой путь к статусу так называемой нормаль­ной науки. Теперь нам становится ясно, почему пси­хология имеет «столь долгую предысторию и столь короткую историю», почему человечество так дале­ко продвинулось в познании объективированного мира внешней реальности и так мало — в познании субъективного мира внутренней реальности.

Периодизация развития психологии. В попыт­ках исследовать историю развития психологичес­кой науки наиболее типичны два подхода к выделе­нию периодов развития. Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода — философский период развития психологии (начинается от античности и длится до 70-х гг. XIX в.) и период развития психологии как самостоятельной науки (от 70-х гг. ХIХ в. до настоящего времени). Рубежом между периодами является 1879 г. — год основания немецким физио­логом и психологом Вильгельмом Вундтом в Лейп­циге Лаборатории экспериментальной психологии. Это событие стало ключевым, так как с этого мо­мента в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез — эксперимент. Психология вышла из «лона» философии и начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на психологию, как и на другие науки, но влияние это становилось внешним, дис­куссии по наиболее острым вопросам перемести­лись в узкопрофессиональное пространство.

Второй подход, предложенный А. Н. Ждан(1997), более содержательный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения пред­мета психологии. В этом подходе выделялись три периода.

Первый период — психология как наука о душе, он продолжался от античности и до начала Нового времени (XVII в.). Под душой понималась матери­альная, идеальная, а затем и божественная субстан­ция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и по­знающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат включал в себя такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память, пред­ставления, воображение, аффект, воля, характер.

Второй период — психология как наука о со­знании; он связан с именем Репе Декарта (начало Нового времени-XVII в.) и продолжался до начала XX в. Под сознанием понимается мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал в себя наряду с существующими такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и духовные по­требности, бессознательное, психическое развитие, перцепция и апперцепция, законы ассоциации, вре­мя реакции, пороги ощущений, психология, психо­физика, психофизиология, одаренность и ее насле­дование, кривая забывания.

Третий период — психология как наука о пове­дении, он связан с развитием бихевиоризма и с име­нем Джона Уотсона (начало-конец XX в.). Психо­логия стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и ма­тематический аппарат для обработки результатов экспериментов. Снова к уже существующим тер­минам добавились такие, как условный и безуслов­ный рефлексы, подкрепление, респондентное и оперантное научение, экспериментальный анализ поведения, модификация поведения. Таким обра­зом, современная психология продолжает оставать­ся дисциплиной, в которой используется весь тер минологический аппарат, формировавшийся с вре­мен античности, и в отдельных ее направлениях предметом по-прежнему могут быть и душа, и со­знание, и поведение.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии История психологии. Лекции