Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Формирование команды агитаторов

Видимо, каждая команда вырабатывает свои приемы, свои правила, позволяющие успешно справиться с задачей “сбивки” коллектива агитаторов. К таким правилам можно отнести:

1. Правило первое: “намагничивать” команду

С избирателями должны общаться только “намагниченные” агитаторы. Так называют агитаторов, которые прошли так назы­ваемую настройку на волну кандидата.

Настроиться на волну кандидата — значит понять и внутренне принять позицию этого человека, определившую его выбор. Даже если агитатор получает за свою работу очень приличное по мест­ным меркам вознаграждение и дорожит своим местом, его необ­ходимо во что бы то ни стало убедить, что он работает на дос­тойного человека, что его патрон — самый-самый. Самый поря­дочный из обоймы выдвинувшихся кандидатов, самый честный, самый умный, самый компетентный, самый нужный для изби­рателей данного округа. А если позволяет внешность, то и самый симпатичный. Команда у кандидата тоже самая лучшая. Работать в ней — большая честь.

Приемы “намагничивания” агитаторов могут быть разные. Но в любом случае необходимо иметь специальный план этой работы и сценарии встреч с агитаторами специалистов из числа привле­ченных консультантов, руководителей штаба и самого кандидата, который тоже участвует в “намагничивании”.

Очень важно иметь в составе верхушки штаба людей, умею­щих убеждать, умеющих говорить образно, проникновенно. Именно на таких людей возлагаются основные функции по “на­магничиванию агитаторов” на всевозможных встречах с ними. Сбор агитаторов по любому поводу (учеба, инструктаж, снаб­жение раздаточными материалами и пр.) следует использовать для усиления “намагничивания”.

Вообще-то, с психологической точки зрения процесс “на­магничивания” агитатора, если его вести грамотно, обречен на успех. Убеждая разных собеседников в необходимости голосовать за кандидата, агитатор невольно подчиняется законам состя­зательного режима: стремление выиграть (в нашем случае — убедить избирателя, перетянуть его на свою сторону) становится непреодолимым. И тогда он начинает самостоятельно искать убедительные аргументы в пользу того человека, за которого агитирует. Происходит любопытная метаморфоза: доводы по­дыскиваешь для других, а они вдруг начинают довлеть над тобой самим, ты превращаешься в их пленника. Одним словом, незави­симо от воли агитатора срабатывает правило, облегчающее вы­полнение стоящих перед ним задач: чтобы убедить других, снача­ла убеди самого себя. И агитатор с готовностью подчиняется это­му правилу. “Намагничивая” агитатора, вы лишь помогаете ему выиграть состязание с избирателем, поэтому агитатор не чув­ствует никакого насилия над своей волей.

Важным элементом “намагничивания” является разработка для агитаторов специального подсобного материала в виде справ­ки-шпаргалки о кандидате, в которой в доступной форме при­водятся аргументы в его пользу, “отбиваются” возможные на­падки на него. В шпаргалке могут приводиться не совсем коррект­ные аргументы против основных соперников кандидата, поэтому она предназначена для внутреннего пользования и должна вы­пускаться с грифом “Для служебного пользования”.

2. Правило второе: не бежать впереди паровоза

Само собой разумеется, что никакого плана “намагничива­ния” не может быть до тех пор, пока не разработана стратегия из­бирательной кампании кандидата, пока не решен вопрос о том, какой образ кандидата будет преподноситься избирателям. Данное требование касается не только принципов работы с агитаторами. Ни одна листовка, ни один агитационный материал не должны быть выпущены, ни одна встреча кандидата с изби­рателями не должна быть проведена до тех пор, пока не принята стратегия избирательной кампании.

Это закон жанра, и его нарушение ведет к печальным для кампании последствиям. Увы, такие последствия приходится наблюдать слишком часто.

3. Правило третье: стимулировать сопричастность

Агитаторы должны чувствовать себя сопричастными к об­щему делу. Должны быть созданы условия для превращения их в сплоченный коллектив или, по крайней мере, некое сообщество, связанное общей целью и, если угодно, круговой порукой.

Современные избирательные кампании любого мас­штаба складываются из двух основных (базовых) и ряда вспомогатель­ных (обеспечивающих) направлений работы. Одной из базо­вых направлений этой работы является оргмассовая деятельность.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3