Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Программа “Телефонное внедрение”
Цели, задачи, возможности. Программа “Телефонное внедрение” (ПТВ) является эффективным предвыборным агитационным средством, действенным методом непосредственного (контактного) психологического воздействия на избирателя и обратной связи с ним. Фактически — это телефонный аналог распространенного у нас и на Западе метода ведения агитации, именуемого “От двери к двери”. Однако в отличие от последнего метод телефонной агитации — его вполне можно назвать “От уха к уху” — в условиях нынешнего массового психологического состояния избирателя (раздраженность и нигилизм) гораздо более перспективен.
Во-первых, телефонное внедрение гораздо легче переносится избирателем, чем вторжение прямое, ибо телефонный контакт для него и комфортнее, и безопаснее.
Во-вторых, этот метод практически исключает нежелательные пропагандистские импровизации агитволонтеров, т. к. работа на прозвоне ведется, как правило, по текстовой шпаргалке.
В-третьих, у организаторов ПТВ имеется четкий механизм контроля за ходом и результативностью работы агитаторов, сводящий к минимуму возможность халтуры.
ПТВ имеет целью психологическое воздействие на избирателя в нужном направлении. Агитация ведется не напрямую, а косвенно, обычно под видом опроса социологического характера. Собственно, это даже не агитация в привычном смысле. Это зомбирование по телефону, вбивание в подкорку нужной информации.
Программа особенно эффективна, когда требуется “засветить” нулевого кандидата, нулевой термин, нулевую идею, т.е. когда нужно, чтобы человек на другом конце провода запомнил то, что ему абсолютно не нужно. Но нужно вам.
Идея и принципы реализации программы просты. Ваш активист-прозвонщик проговаривает по телефону заранее подготовленный текст, в котором заданная фамилия, термин или кратко выраженная идея в виде слогана повторяется заданное число раз. Главное для прозвонщика не то, что он произносит, а то, как он это произносит. Он должен разговаривать по телефону так, чтобы после разговора с ним у собеседника внутренне вырвалось: “Какой приятный человек! Как с ним было приятно разговаривать!” Одним словом, надо очаровать собеседника, и тогда нужная информация застрянет в его подсознании, помимо его воли.
Итак, прозвонщику не надо никого призывать голосовать за кандидата. А между тем в ходе этой беседы прозвонщик раз пятнадцать, да еще с придыханием, произносит фамилию кандидата. И она прочно застревает в подсознании собеседника.
Сказанное немного утрировано, но зато суть сразу понятна. И видимо, понятно, что ПТВ — вещь на самом деле не такая уж сложная. И если есть желание и необходимые ресурсы — стоит попробовать.
В зависимости от конкретных целей применения ПТВ задачи, ставящиеся перед прозвонщиком, могут быть усложнены. Например, когда целью использования программы является не просто засветка, но и раскрутка кандидата, опрос обычно нужен лишь как повод для установления контакта с избирателем. И затем, раскручивая собеседника на разговор, прозвонщик вбивает в подкорку собеседника позитивные ассоциации, связанные с кандидатом, получает важную информацию о том, как избиратель воспринимает навязываемый ему имидж кандидата.
Побочной целью работы по программе может быть получение необходимой информации социологического характера, позволяющей отслеживать динамику предвыборной борьбы, изменения рейтинга кандидатов.
Можно также получать информацию, позволяющую оценивать результативность агитационных “касаний” своего и соперничающих избирательных штабов.
Подготовка программы. Для осуществления программы ПТВ необходимо решить следующие вопросы:
1. Приобрести телефонно-адресную базу избирательного округа. На ее основе делаются телефонные карты — задания для прозвонщиков.
2. Составить опросник. Характер опросника во многом зависит от того, какую цель преследует “опрос” и под какой “крышей”, т. е. от имени кого он проводится.
Составление зомбирующего опросника — самое трудное в программе ПТВ. В принципе — это задача для профессионального психолога.
Основные требования к опроснику:
первое — опросник должен быть коротким. Работа по нему с одним респондентом должна укладываться минут в пятнадцать. Это значит, что, если зачитывать опросник строго по тексту, без импровизаций прозвонщика, с планируемыми примитивными ответами, на это должно уйти максимум 10 минут. При этом, когда прозвонщик начинает разговор с избирателем, он должен ориентировать того максимум на 5—7 минут, иначе разговор может не состояться;
второе — в тексте, читаемом прозвонщиком, не должно быть явной агитации в пользу раскручиваемого кандидата;
третье — в то же время фамилия кандидата должна быть произнесена прозвонщиком не менее 10 раз. Лучше двадцать. Сделать это нетрудно. Причем необходимо вбить в текст опросника позитивно-ассоциативные зацепки за кандидата, т. е. в результате разговора фамилия кандидата должна быть воспринята респондентом положительно. Это более сложная, но тоже вполне решаемая задача.
3. Разработать кодированную карту опроса и необходимый справочно-методический материал для участников программы (инструкции, справка о кандидате и предвыборной ситуации и пр.).
4. Подобрать и обучить прозвонщиков. Для этой роли подходят люди нерезкие, спокойные, вежливые, без дефектов речи, лучше женщины. Хорошо работают прозвонщиками студентки гуманитарных вузов, учителя, библиотекари. Необходимо наличие домашнего телефона. Обучение не сложное — в основном, настройка на волну кандидата и диалоговые тренинги.
Программу ПТВ, так же как и акцию “От двери к двери”, лучше проводить в две волны:
первая волна — установление контакта — проводится примерно в середине кампании;
вторая волна — закрепление контакта — проводится в последнюю неделю кампании. Прозвонка на закрепление ведется только по эффективным звонкам первого этапа. Как правило, во время второй прозвонки агитационная цель звонка уже не скрывается.
Кампания агитационных пикетов. “Говорящие” пикеты
Пикеты как агитационное средство — явление достаточно распространенное. Формы агитационных пикетов могут быть самыми разными — все зависит от целей выставления пикетов и от фантазии их организаторов.
Самый простой пикет — это уличный пункт раздачи листовок. Если рядом установить агитационный плакат — пикет будет более привлекательным. Если снабдить пикетчиков мегафоном и хорошими текстами для вещания (речевками), если всю работу пикетчиков прописать сценарно, предусмотрев наряду с серьезным текстом смешливые отступления, пикет станет мощным средством агитационного воздействия на избирателей.
В практике широко используется выставление “говорящих пикетов”. В ситуации, когда приходится раскручивать “нулевого” кандидата, это мощнейший агитационный таран.
Выставляются пикеты в точках сосредоточения больших масс людей — например, у узловых автобусных остановок, у железнодорожных станций и платформ в часы пик, на рынках в выходные дни и т. п. Каждый пикет снабжен большим портретом кандидата на высоком штативе, складным столиком, мегафоном, раздаточными материалами (газеты, листовки, календарики), речевками. Численный состав пикета — 3 человека.
Если кандидата надо раскручивать, если его не знает избиратель, первую волну пикетов следует провести уже на первом этапе. В течение примерно недели.
Вторую волну пикетов целесообразно приблизить по времени ко дню выборов. Продолжительность выставления пикетов второй волны — 7—10 дней. Эта волна чисто агитационная: пикетчики раздают листовки, календарики, спецвыпуски газет, ведут устную агитацию.
Очень полезным представляется личное участие кандидата в пикетах. Причем не обязательно стоять в пикете целую смену. Постоял в сторонке, посмотрел, как идет агитация, подошел, поучаствовал в дискуссии, склонил на свою сторону нескольких человек и переместился к другому пикету... Пусть в округе заговорят о том, что этот кандидат не боится общаться с народом, что ему есть что сказать избирателю.
“Говорящие” пикеты — эффективное агитационное оружие. Но применять его надо с умом. Надо отслеживать реакцию населения на пикеты. Нельзя допустить, чтобы пикеты надоели, чтобы к ним стали относиться равнодушно, чтобы они, что еще страшнее, стали раздражать окружающих. Надо вовремя менять оснастку и “репертуар” пикетов — можно, например, привлекать в пикеты самодеятельных артистов, писать для пикетчиков стихотворные юморные “речевки” и т.д. И дислокацию пикетов лучше регулярно менять — так и охват больше, и опасности надоесть меньше.