Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
Имидж партии определяется либо неосознанно перенесенной на партию оценкой той “эпохи”, когда ее лидеры определяли внутреннюю и внешнюю политику, либо имиджем видных, известных всей нации деятелей партии. Таким образом, индивид идентифицирует себя не с организацией, проводящей определенную политику, а с конкретными группами политиков или отдельными деятелями. Партия оказывается прежде всего символом личности человека — на которого хочет равняться рядовой гражданин, с которым он связывает свои надежды и ожидания, и важна она (партия) для него лишь постольку, поскольку помогает ему сориентироваться — в значительной мере опять-таки через эту личность — в сложном, непонятном, политическом мире. Тем самым, при оценке конкретных политических деятелей играет роль и фактор групповой принадлежности, в результате чего индивиды рассматривают те выгоды или ущербы, которые данная партия или политический лидер приносили в прошлом или могут принести в будущем их социальной группе, то есть ориентируются на стратегический образ этой партии, имеющий для них личностный смысл.
Имидж кандидата на выборах часто становится решающим фактором, даже более влиятельным, чем партийная принадлежность. Напротив, при выборах на более низком уровне, например в Парламент, сравнительно большую роль играет партийная принадлежность. Если партия имеет сильного популярного лидера, с личностью которого большинство избирателей отождествляют данное партийное движение, указание на принадлежность к такой партии, разумеется, принесет дополнительные голоса избирателей.
При наличии существенных программных расхождений в позициях различных кандидатов результаты голосования могут зависеть, прежде всего от того, насколько убедительно была представлена содержательная часть предвыборных платформ и насколько она отвечает интересам и чаяниям большинства населения. Когда же избиратель не видит существенных различий между программами разных партий схожей политической направленности, личность кандидата начинает играть главенствующую роль.
Крайне важно разработать правильный имидж партии и средства его пропаганды, а также сохранять объективный взгляд на происходящие процессы.
Фактор, серьезнейшим образом влияющий на решение электората, — это лояльность партии по отношению к избирателю. Позиция кандидата и его поведение должны быть достаточно мягкими и гибкими для того, чтобы избиратель мог склониться в его сторону без болезненной для себя ломки убеждений, “не поступившись принципами”.
Параметры, важные для партии при продвижении ее кандидатов к избирателям:
1. единство (избиратели плохо относятся к партиям, в которых возникают разнообразные расколы и споры);
2. компетентность в экономике;
3. видение будущего (избирателям необходимо показать четкую и понятную картинку будущего);
4. страх оппозиции (избирателям следует показывать те “ужасы”, которые ожидают их в случае прихода к власти противников).
В избирательной кампании необходимо разграничить возможные проблемы, обсуждаемые в предвыборной гонке, используя такие параметры: “есть/нет доверие к партии по этой проблеме”, “важна или нет данная проблема”. Наибольший интерес представляют проблемы, важные с точки зрения избирателя и по которым он доверяет партии. Здесь партии следует больше всего концентрироваться на своих дискуссиях. Если же мы имеем важную проблему, но избиратель считает, что наша партия не в состоянии ее решить, от обсуждения данных проблем следует уходить в сторону. Если проблема не считается избирателями достаточно важной, но они верят, что данная партия может ее решить, это тоже хорошая проблема, и ее следует заниматься. Тем более, что постоянное обсуждение позволит переместить ее в рейтинге важности на более существенное место. Проблемы же, которые не важны и к которым нет доверия, вообще опускаются из предвыборной гонки.