Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Фокус-группы
Групповые дискуссии с фокусировкой темы (фокус-группы) — один из «глубоких» качественных методов исследования. Позволяет выявить достаточно подробно мнение людей по тому или иному вопросу или кругу вопросов, с помощью наводящих вопросов выяснить основные мотивы выбора, а также логику поступков.
Подобное обследование включает в себя выявление:
— электоральных намерений;
— отношения к положению в стране (в том ли направлении идет ее развитие);
— оценки экономической ситуации (укрепляется ли экономика, улучшается ли жизнь простого человека);
— проблем, наиболее остро стоящих перед избирателями (здравоохранение, оборона, пр.);
— сильных и слабых сторон всех партий, участвующих в выборах;
— имиджа партии и ее кандидатов (доверяют ли им, считают ли их отвечающими духу времени, компетентными);
— кандидата, вызывающего наибольшее доверие и лидирующего с точки зрения подхода к ключевым политическим проблемам.
Такое обследование поможет установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы.
При анализе фокусных групп исследуются группы, состоящие из 6—8 человек и направляемые подготовленным ведущим. Их интервьюирование не дает статистически надежных результатов, но позволяет глубже проникнуть в настроения электората.
Анализ фокусных групп позволяет, в частности, определить:
— что реально вызывает опасение и беспокойство избирателей, на что они в действительности надеются и чего боятся;
— что они в действительности думают о политиках;
— каковы на самом деле их убеждения и глубинные ценности;
— какой отклик вызывает у них политическая информация, как на них воздействуют лозунги, плакаты, листовки.
Анализ фокусных групп дает глубину, опросы общественного мнения — количественные показатели. Для ведения избирательной кампании нужно и то и другое.
Полезность исследования зависит от того, насколько правильно и профессионально оно проведено. Поэтому при проведении социального исследования, а также анализе его результатов лучше полагаться на помощь профессионалов. Цель опроса должна быть заранее определена. Любые вопросы, направленные не на выявление заданной цели, снижают ценность исследования.
К недостаткам метода относится его нерепрезентативность: мы можем надеяться на то, что услышанное нами мнение типично, но утверждать этого мы не можем. Невозможно дать статистическую оценку результатам исследования, а следовательно, мы не сможем говорить, каким образом данная точка зрения обусловлена, к примеру, социальным или экономическим статусом респондента, дать количественные оценки (к примеру, насколько сильно актуализирована данная тема в общественном сознании).
Метод можно отнести к наиболее недорогим и оперативным. Методологически главное обеспечить представленность разных мнений (для этого отобрать на фокус-группу представителей различных слоев общества) и грамотное ведение дискуссии.