Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Фокус-группы

Групповые дискуссии с фокусировкой темы (фокус-группы) — один из «глубоких» качественных методов исследования. Позволяет выявить достаточно подробно мнение людей по тому или иному вопросу или кругу вопросов, с помощью наводящих вопросов выяснить основные мотивы выбора, а также логику поступков.

Подобное обследование включает в себя выявление:

— электоральных намерений;

— отношения к положению в стране (в том ли направлении идет ее развитие);

— оценки экономической ситуации (укреп­ляется ли экономика, улучшается ли жизнь простого человека);

— проблем, наиболее остро стоящих перед избирателями (здравоохранение, оборо­на, пр.);

— сильных и слабых сторон всех партий, участвующих в выборах;

— имиджа партии и ее кандидатов (доверя­ют ли им, считают ли их отвечающими духу времени, компетентными);

— кандидата, вызывающего наибольшее до­верие и лидирующего с точки зрения подхода к ключевым политическим про­блемам.

Такое обследование поможет установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы.

При анализе фокусных групп исследуются группы, состоящие из 6—8 человек и направля­емые подготовленным ведущим. Их интервьюи­рование не дает статистически надежных ре­зультатов, но позволяет глубже проникнуть в настроения электората.

Анализ фокусных групп позволяет, в частности, определить:

— что реально вызывает опасение и беспо­койство избирателей, на что они в дейст­вительности надеются и чего боятся;

— что они в действительности думают о политиках;

— каковы на самом деле их убеждения и глубинные ценности;

— какой отклик вызывает у них политиче­ская информация, как на них воздейству­ют лозунги, плакаты, листовки.

Анализ фокусных групп дает глубину, опро­сы общественного мнения — количественные показатели. Для ведения избирательной кампа­нии нужно и то и другое.

Полезность исследования зависит от того, насколько правильно и профессионально оно проведено. Поэтому при проведении социаль­ного исследования, а также анализе его резуль­татов лучше полагаться на помощь профессио­налов. Цель опроса должна быть заранее опре­делена. Любые вопросы, направленные не на выявление заданной цели, снижают ценность исследования.

К недостаткам метода относится его нерепрезентативность: мы можем надеяться на то, что услышанное нами мнение типично, но утверждать этого мы не можем. Невозможно дать статистическую оценку результатам исследования, а следовательно, мы не сможем говорить, каким образом данная точка зрения обусловлена, к примеру, социальным или экономическим статусом респондента, дать количественные оценки (к примеру, насколько сильно актуализирована данная тема в общественном сознании).

Метод можно отнести к наиболее недорогим и оперативным. Методологически главное обеспечить представленность разных мнений (для этого отобрать на фокус-группу представителей различных слоев общества) и грамотное ведение дискуссии.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3