Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
1. Субъективные факторы:
- идеологические установки;
- интерес к политике.
2. Объективные факторы:
- условия и характер трудовой деятельности;
- материальный и культурный уровень;
- пол, возраст;
- религиозные и географические различия и связанные с ними политические традиции;
- местное и политическое окружение.
Факторы, влияющие на позицию избирателя во время голосования:
- изменение в ту или иную сторону материальных условий жизни;
- описание, анализ и оценка электората как такового (дифференциация по принадлежности к социальным группам и особого рода общностям, демографическим характеристикам, месту проживания, профессиям, социальному и имущественному положению, статусу и т.п.). Путем установления корреляционных зависимостей фиксируется смещение политических ориентаций и предпочтений, что дает возможность спрогнозировать электоральное поведение;
- выявление специфики электората отдельных партий и лидеров (его структура, характер, возможности и масштаб влияния политических субъектов на отдельные электоральные группы — молодежь, женщин, пенсионеров, работников государственных структур или предпринимателей), уровень и «адресность» воздействия лидера (партии) по территориям, определение причин абсентеизма;
- оценка факторов, поддерживающих или изменяющих конкретное электоральное поведение;
- дифференциация избирателей по степени устойчивости их электоральной ориентации — твердые сторонники (противники) какой-то партии или лидера колеблющихся;
- установление предположительных причин, способных побудить различные группы колеблющихся избирателей изменить свои намерения в ходе предвыборной кампании, накануне выборов и в сам момент голосования;
- соотнесение электоральных ориентаций и поведения с другими группами показателей (типологический анализ).
Основные тенденции, определяющие индивидуальные политические предпочтения:
личностно-психологическая типология избирателя;
типологические доминанты политических лидеров;
принадлежность избирателя к определенной социально-профессиональной и демографической группе;
уровень доходов;
национальность и место проживания избирателя;
воспитательная деятельность государства, политических институтов и политических лидеров;
характер ситуации в стране на момент выборов.
Экономическая ситуация и экономическая политика Правительства, вне всякого сомнения, оказывает большое влияние на электоральное поведение. В развитых западных демократиях чем лучше идут дела в стране, тем активнее население поддерживает существующую власть.