Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Социологические исследования: функции, условия организации, требования и виды

Реальность сегодняшней ситуации такова, что субъекты избирательного процесса, производя свои действия, практически не ориентируются на действительное состояние своего основного объекта управления, то есть на состояние электората, на который эти действия направлены. Отсюда слабая эффективность, а порой и полная нереализуемость предвыборных мероприятий.

Социологическое сопровождение, обеспечивая получение достоверного знания об электоральных процессах различного уровня и характера, представляет собой совокупность научных знаний и методов для анализа основного объекта избирательных кампаний — электората избирательного округа, тех или иных его предпочтений, настроений, ожиданий и т. д. Социологическое сопровождение концентрирует в себе знания о массовых социальных процессах, на организацию и управление которыми и претендует политический маркетинг.

Одними из способов получения информации в ходе избирательных кампаний являются различные виды социологических исследований. Сбор информации начинается с первых, начальных этапов и заканчивается после оглашения результатов выборов, т.е. сбор электоральной информации — неотъемлемая часть избирательной кампании. Отметим, что информация должна детализироваться в зависимости от масштаба кампании: чем меньше масштаб, тем детальнее должна быть необходимая информация.

Социологическое сопровождение избирательных кампаний является одним из средств и направлений деятельности специализированных подразделений, обеспечивающих эффективную обратную связь с предвыборными штабами кандидатов.

Функции социологических исследований в ходе избирательной кампании:

1. Информационная функция — социологические исследования способны на научной основе собирать, анализировать и передавать информацию о социальных процессах, что является необходимым для принятия и коррекции управленческих и иных решений в ходе избирательных кампаний.

2. Диагностическая функция заключается в возможностях социологического исследования на основе собранной информации давать анализ электоральных ситуаций, внутренних причин и следствий того или иного состояния электората, то есть ставить социальный диагноз, что так же является необходимым при проведении суммы предвыборных мероприятий.

3. Прогностическая функция связана со способностями социологического исследования на основе изучения и анализа электоральных ситуаций предвидеть способы и направления их развертывания, а также последствия реализации тех или иных предвыборных мероприятий.

4. Контрольная функция (функция обратной связи) связана с тем, что социологические знания и методы позволяют отслеживать ход реализации стратегии избирательной кампании, реакцию на нее объекта, дают возможность оценивать степень действенности и эффективности деятельности команды кандидата и возможную вариативность ее последствий.

5. Экспертная функция (функция социологической экспертизы) заключается в том, что социологические методология и методы позволяют оценивать избирательные технологии (предполагаемый образ кандидата, его программа, стиль поведения и т.п.) по степени их приемлемости, адекватности и реализуемости в конкретной социальной среде, в конкретном избирательном округе.

6. Социально-технологическая функция — комплексная функция, реализуемая через осуществление всех перечисленных выше функций, связанная с возможностью разработок различных социальных технологий, моделей социальных структур, организаций и ситуаций, проектирования комплексных мероприятий по пропагандистскому воздействию на электорат, ставящая имиджмейкера, менеджера предвыборного штаба в позицию социального конструктора и технолога, задающего и реализующего ход социальных изменений.

Условия организации социологического исследования:

слаженная организация всех звеньев сбора, обработки и анализа информации;

необходимая техническая база;

кадры, обладающие соответствующей квалификацией;

компетентный методический контроль за реализацией проекта;

 достаточное финансирование.

Структура подразделения социологического сопровождения

Подразделение, осуществляющее социологическое сопровождение избирательных кампаний должно иметь определенную внутреннюю структурно-функциональную организацию:

Руководитель, рассматривает и утверждает концепцию социологических опросов, принимающего решения о создании или ликвидации направлений социологических исследований, осуществляющего общее руководство и координацию работы других групп.

 Методическая группа, разрабатывает методику и инструментарий опросов, обработки и анализа данных.

Группы интервьюеров, осуществляют полевую работу с респондетами, интервьюирование.

 Группы обработки и хранения информации, осуществляют ввод данных, их первичную обработку и представление в удобной для анализа форме.

 Группы контент-анализа СМИ.

 Группы мониторинга действий кандидатов-оппонентов.

Группы анализа, анализирующей результаты опросов и вырабатывающей аналитические прогнозные документы.

Принципиальные требования к социологическому сопровождению:

оперативность информации;

регулярность, периодичность поступления информации;

достоверность, объективность информации;

дифференциация информации по различным основаниям: социальным группам, проблемам, отраслям, группам респондентов;

целостность и всесторонность информационной картины: все элементы информации должны быть взаимосвязаны и на выходе давать не разрозненные, а обобщенные представления об изучаемых процессах;

сопоставимость используемых методик, для обеспечения сравнимости результатов, единая методологическая и методическая основа.

Две основные цели социологических опросов общественного мнения:

- определить отношение электората к кан­дидату и весь комплекс связанных с этим воп­росом проблем;

- определить отношение электората к ос­новным темам политической кампании и весь комплекс связанных с этим вопросом проблем.

В первом случае результаты опросов помо­гают определить имидж кандидата, во вто­ром — стратегию кампании.

Виды социологических исследований

В рамках социологического сопровождения избирательных кампаний сбор информации осуществляется с использованием методов:

опроса;

наблюдения;

изучения документов и контент-анализа СМИ и агитационной продукции кандидатов-оппонентов.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3