Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Планирование полевого направления избирательной кампании

Полевая работа, являясь важным и достаточно самостоятель­ным направлением избирательной кампании, должна вестись тем не менее в тесной увязке с другими направлениями кампании:

- медийным;

- информационно-аналитическим;

- полиграфического и хозяйственного обеспечения;

- правовой поддержки и др.

Для этого необходим четкий единый план избирательной кампа­нии, в котором мероприятия по двум ведущим и всем вспомогатель­ным направлениям должны быть логично увязаны между собой.

Что касается непосредственно планирования полевого направ­ления избирательной кампании, то соответствующий раздел пла­на-графика рекомендуется разбивать на три подраздела:

1. Набор и формирование команды. Этот подраздел предусмат­ривает поэтапный подбор людей для работы участковыми или маршрутными агитаторами, прозвонщиками, социологами, писа­рями и др., их обучение и расстановку.

2. Работа участковых (или маршрутных) агитаторов. Это ос­новной подраздел плана-графика. В нем расписываются по срокам все “касания” (обходы квартир, разноска и расклейка агитацион­ных материалов и пр.), осуществляемые “основными” агитато­рами, даты их инструктажей и отчетов. Таким образом, вся кам­пания, начиная со сбора подписей и кончая наблюдением за го­лосованием и подсчетом бюллетеней в день выборов, находит отражение в этом подразделе.

3. Локальные полевые программы. Сюда входят такие пози­ции, как агитационные пикеты, телефонное внедрение, техни­ческая подготовка агитационных материалов для массовой и ад­ресной доставки, вторая линия контроля, проведение монито­ринга и т. п.

В отличие от второго подраздела, субъектами которого являют­ся “основные”, т.е. участковые или маршрутные агитаторы, в третий подраздел плана-графика включены позиции, в осущест­влении которых участвуют совсем другие люди: пикетчики, прозвонщики, контролеры, писари и пр.

Участковый (маршрутный) агитатор ра­ботает “глобально” по многим направлениям, практически каж­дый день в течение всей кампании. Участники же локальных поле­вых программ привлекаются либо на короткое время, обуслов­ленное сроками проведения локальной акции (недельные пикеты), либо для выполнения какой-то узкофункциональной задачи (“вто­рая линия” контроля). К полевому направлению примыкает программа “Встречи кандидата с избирателями”. Пожалуй, ее тоже можно включать в третий подраздел плана-графика.

О квалификации менеджера кампании можно судить не в последнюю очередь по тому, насколько он справляется с задачей увязки в проекте плана двух главных на­правлений избирательной кампании по срокам и режимам ин­тенсивности разворачивания кампании.

К примеру, если главным в кампании является агитационно-рекламное направление и рекламная атака планируется в опре­деленном режиме (например, “нарастающая волна”), менеджер должен оценить, насколько соответствуют этому режиму пред­лагаемые полевиками набор и график проведения оргмассовых мероприятий, имеющих в данном случае статус сопровождающих или подкрепляющих рекламную атаку. В любом случае недопус­тимо наличие совершенно изолированных друг от друга наборов мероприятий: с одной стороны — по медийному, а с другой — по полевому направлению.

Основные принципы планирования

При планировании мероприятий оргмассового направле­ния целесообразно придерживаться следующих основных прин­ципов.

1. Принцип сшивки направлений. Планирование полевого направ­ления осуществляется в тесной увязке со вторым основным на­правлением избирательной кампании — медийным (агитационно-рекламным). Поэтому, если, к примеру, вся продукция рекламного направ­ления подается в режиме “удар — фон — удар”, не должно полу­читься так, чтобы во время фоновой подачи агитационных видеороликов агитаторы тоже “залегли на дно”. Сплошной фон избирательной стратегией не допускается. Если, конечно, это не обусловлено особыми тактическими соображениями.

При планировании полевого направления важна также “сшив­ка” с направлениями полиграфического и хозяйственного обес­печения. Если эта сшивка не продумана по срокам, может случить­ся, что агитаторы будут простаивать. При сдельной системе опла­ты агитаторов это просто недопустимо.

Само собой разумеется, что принцип “сшивки” обязателен для планирования всех остальных направлений избирательной кампа­нии, не только оргмассового.

2. Принцип “семи касаний”. Точно не известно, кто первым сформулировал это требование: каждого конкретного избирателя надо “коснуться” семь раз, не мень­ше, только тогда он якобы созреет проголосовать “за”.

Опыт показывает, что никакие это не выдумки избира­тельных технологов. Правило “семи касаний” существует объек­тивно. И если штаб кандидата работает по-настоящему, то он эти “семь касаний” старается обеспечить, может быть, даже не по­дозревая о существовании данного принципа. Две-три листовки в почтовый ящик, акция “От двери к двери”, встречи кандидата с избирателями по месту их жительства и в трудовых коллективах, пикеты, листовка на двери подъезда, благодарственное письмо или письмо-приглашение кандидата и т. д. — этот набор типовых агитационных мероприятий и дает как раз пресловутые “семь касаний”.

3. Принцип цепочки. Само оргмассовое направление планируется как ряд последо­вательных, логично цепляющихся друг за друга действий.

Сегодня любой доморощенный менеджер знает о сущест­вовании таких избирательных программ, как “От двери к двери”, “Телефонная агитация”, “Агитационные пикеты”, “Адресная рас­сылка” и т. д. Но далеко не каждый догадывается, что просто вклю­чить их в план мероприятий мало, надо построить их по принципу цепочки — так, чтобы в течение всей избирательной кампании как бы держать избирателя в режиме ожидания.

Что имеется в виду? Надо постараться построить работу на­правления так, чтобы уже при первом касании избирателя он был проинформирован о следующем касании, потом о третьем и т. д.

Вот как это выглядит на практике.

Накануне акции “От двери к двери” по почтовым ящикам раз­носится записка кандидата с просьбой уделить агитаторам не­сколько минут. —> Во время обхода квартир агитаторы оповещают избирателей о том, что через неделю им занесут более подробную информацию о кандидате, например, спецвыпуск газеты. —> В спецвыпуске объявляется о предстоящей акции “Горячая линия” и о том, что о ходе (или итогах) акции избирателя проинформи­руют отдельной листовкой или через СМИ. —> При информиро­вании объявляется о втором спецвыпуске газеты и возможном те­лефонном звонке. —> В спецвыпуске сообщается о завершении ра­боты кандидата над включением наказов в программу и о том, что соответствующие материалы скоро будут доставлены избирателям. А во время телефонного контакта прозвонщик добивается от избирателя согласия на повторный звонок и т. д.

4. Принцип ресурсного обеспечения. Этот принцип как бы само собой разумеющийся. Нельзя вно­сить в план позиции, которые заведомо не могут быть обеспечены ресурсно: людьми ли, деньгами ли, временем ли.

Если предусматривается поэтапное финансовое обес­печение кампании, плановые сроки поступления денег должны безусловно соблюдаться.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3