Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Планирование полевого направления избирательной кампании
Полевая работа, являясь важным и достаточно самостоятельным направлением избирательной кампании, должна вестись тем не менее в тесной увязке с другими направлениями кампании:
- медийным;
- информационно-аналитическим;
- полиграфического и хозяйственного обеспечения;
- правовой поддержки и др.
Для этого необходим четкий единый план избирательной кампании, в котором мероприятия по двум ведущим и всем вспомогательным направлениям должны быть логично увязаны между собой.
Что касается непосредственно планирования полевого направления избирательной кампании, то соответствующий раздел плана-графика рекомендуется разбивать на три подраздела:
1. Набор и формирование команды. Этот подраздел предусматривает поэтапный подбор людей для работы участковыми или маршрутными агитаторами, прозвонщиками, социологами, писарями и др., их обучение и расстановку.
2. Работа участковых (или маршрутных) агитаторов. Это основной подраздел плана-графика. В нем расписываются по срокам все “касания” (обходы квартир, разноска и расклейка агитационных материалов и пр.), осуществляемые “основными” агитаторами, даты их инструктажей и отчетов. Таким образом, вся кампания, начиная со сбора подписей и кончая наблюдением за голосованием и подсчетом бюллетеней в день выборов, находит отражение в этом подразделе.
3. Локальные полевые программы. Сюда входят такие позиции, как агитационные пикеты, телефонное внедрение, техническая подготовка агитационных материалов для массовой и адресной доставки, вторая линия контроля, проведение мониторинга и т. п.
В отличие от второго подраздела, субъектами которого являются “основные”, т.е. участковые или маршрутные агитаторы, в третий подраздел плана-графика включены позиции, в осуществлении которых участвуют совсем другие люди: пикетчики, прозвонщики, контролеры, писари и пр.
Участковый (маршрутный) агитатор работает “глобально” по многим направлениям, практически каждый день в течение всей кампании. Участники же локальных полевых программ привлекаются либо на короткое время, обусловленное сроками проведения локальной акции (недельные пикеты), либо для выполнения какой-то узкофункциональной задачи (“вторая линия” контроля). К полевому направлению примыкает программа “Встречи кандидата с избирателями”. Пожалуй, ее тоже можно включать в третий подраздел плана-графика.
О квалификации менеджера кампании можно судить не в последнюю очередь по тому, насколько он справляется с задачей увязки в проекте плана двух главных направлений избирательной кампании по срокам и режимам интенсивности разворачивания кампании.
К примеру, если главным в кампании является агитационно-рекламное направление и рекламная атака планируется в определенном режиме (например, “нарастающая волна”), менеджер должен оценить, насколько соответствуют этому режиму предлагаемые полевиками набор и график проведения оргмассовых мероприятий, имеющих в данном случае статус сопровождающих или подкрепляющих рекламную атаку. В любом случае недопустимо наличие совершенно изолированных друг от друга наборов мероприятий: с одной стороны — по медийному, а с другой — по полевому направлению.
Основные принципы планирования
При планировании мероприятий оргмассового направления целесообразно придерживаться следующих основных принципов.
1. Принцип сшивки направлений. Планирование полевого направления осуществляется в тесной увязке со вторым основным направлением избирательной кампании — медийным (агитационно-рекламным). Поэтому, если, к примеру, вся продукция рекламного направления подается в режиме “удар — фон — удар”, не должно получиться так, чтобы во время фоновой подачи агитационных видеороликов агитаторы тоже “залегли на дно”. Сплошной фон избирательной стратегией не допускается. Если, конечно, это не обусловлено особыми тактическими соображениями.
При планировании полевого направления важна также “сшивка” с направлениями полиграфического и хозяйственного обеспечения. Если эта сшивка не продумана по срокам, может случиться, что агитаторы будут простаивать. При сдельной системе оплаты агитаторов это просто недопустимо.
Само собой разумеется, что принцип “сшивки” обязателен для планирования всех остальных направлений избирательной кампании, не только оргмассового.
2. Принцип “семи касаний”. Точно не известно, кто первым сформулировал это требование: каждого конкретного избирателя надо “коснуться” семь раз, не меньше, только тогда он якобы созреет проголосовать “за”.
Опыт показывает, что никакие это не выдумки избирательных технологов. Правило “семи касаний” существует объективно. И если штаб кандидата работает по-настоящему, то он эти “семь касаний” старается обеспечить, может быть, даже не подозревая о существовании данного принципа. Две-три листовки в почтовый ящик, акция “От двери к двери”, встречи кандидата с избирателями по месту их жительства и в трудовых коллективах, пикеты, листовка на двери подъезда, благодарственное письмо или письмо-приглашение кандидата и т. д. — этот набор типовых агитационных мероприятий и дает как раз пресловутые “семь касаний”.
3. Принцип цепочки. Само оргмассовое направление планируется как ряд последовательных, логично цепляющихся друг за друга действий.
Сегодня любой доморощенный менеджер знает о существовании таких избирательных программ, как “От двери к двери”, “Телефонная агитация”, “Агитационные пикеты”, “Адресная рассылка” и т. д. Но далеко не каждый догадывается, что просто включить их в план мероприятий мало, надо построить их по принципу цепочки — так, чтобы в течение всей избирательной кампании как бы держать избирателя в режиме ожидания.
Что имеется в виду? Надо постараться построить работу направления так, чтобы уже при первом касании избирателя он был проинформирован о следующем касании, потом о третьем и т. д.
Вот как это выглядит на практике.
Накануне акции “От двери к двери” по почтовым ящикам разносится записка кандидата с просьбой уделить агитаторам несколько минут. —> Во время обхода квартир агитаторы оповещают избирателей о том, что через неделю им занесут более подробную информацию о кандидате, например, спецвыпуск газеты. —> В спецвыпуске объявляется о предстоящей акции “Горячая линия” и о том, что о ходе (или итогах) акции избирателя проинформируют отдельной листовкой или через СМИ. —> При информировании объявляется о втором спецвыпуске газеты и возможном телефонном звонке. —> В спецвыпуске сообщается о завершении работы кандидата над включением наказов в программу и о том, что соответствующие материалы скоро будут доставлены избирателям. А во время телефонного контакта прозвонщик добивается от избирателя согласия на повторный звонок и т. д.
4. Принцип ресурсного обеспечения. Этот принцип как бы само собой разумеющийся. Нельзя вносить в план позиции, которые заведомо не могут быть обеспечены ресурсно: людьми ли, деньгами ли, временем ли.
Если предусматривается поэтапное финансовое обеспечение кампании, плановые сроки поступления денег должны безусловно соблюдаться.