Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Правовые основы организации работы с электоратом
Работа с электоратом в период избирательной кампании регулируется законодательством Республики Казахстан:
- Конституцией Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.;
- Законом Республики Казахстан “О средствах массовой информации” от 27 июля 1999 г.;
- Законом Республики Казахстан “О выборах в Республике Казахстан” от 6 мая 1999 г.;
- Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 17 августа 1999 года № 21/225 “О правилах осуществления предвыборной агитации, предоставления эфирного времени на радио- и телепрограммах и на публикацию агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях государственных и других средств массовой информации кандидатам в депутаты парламента и маслихатов Республики Казахстан”.
Предвыборная агитация
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
Предвыборная агитация осуществляется:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями (выборщиками), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий), личных встреч кандидатов и их доверенных лиц и членов инициативных групп с избирателями (выборщиками);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) членам избирательных комиссий.
Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.
Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денежных средств либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов, флажков и других знаков и символов, специально изготовленных для избирательной кампании.
Проведение предвыборной агитации
Государство гарантирует гражданам, обладающим активным избирательным правом, общественным объединениям право беспрепятственной агитации за и против того или иного кандидата.
С момента регистрации в соответствующей избирательной комиссии и до окончания агитационной кампании кандидаты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации.
Государство гарантирует кандидатам возможность выступать со своими программами в государственных средствах массовой информации. Каждый кандидат наравне с другими кандидатами имеет право на однократное пятнадцатиминутное выступление по государственному телевидению, однократное десятиминутное выступление по государственному радио, а также на публикацию двух статей в государственных органах печати в объеме, устанавливаемом Центральной (территориальной) избирательной комиссией. Характер и форма выступлений определяются самими кандидатами. Запрещается прерывать выступления кандидатов, а также сопровождать их какими-либо комментариями.
Для проведения публичных предвыборных мероприятий соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, равную сумму денежных средств. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении публичных предвыборных мероприятий. Заявления о выделении помещений и предоставлении других условий для их проведения рассматриваются местными исполнительными органами в трехдневный срок со дня их подачи и удовлетворяются в порядке, установленном соответствующей избирательной комиссией. При этом помещения и иные материальные объекты, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в республиканской или коммунальной собственности, собственности государственных организаций, предоставляются кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, на установленное избирательной комиссией время на безвозмездной основе.
Для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, равную сумму денежных средств. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования.
Кандидаты в Президенты, депутаты Мажилиса Парламента вправе из средств своих избирательных фондов оплачивать расходы, связанные с выступлениями в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, а также покрывать транспортные и командировочные расходы. Запрещается привлечение в этих целях иных денежных средств из любых других источников, принятие любых неоплаченных из средств избирательных фондов кандидатов услуг юридических и физических лиц по организации агитационной работы, оказание указанным юридическим и физическим лицам любого содействия со стороны кандидата за предоставление этих услуг.
Государственные печатные издания высших государственных органов Республики, а также издания маслихатов и местных исполнительных органов обязаны публиковать сообщения избирательных комиссий, данные о кандидатах, участвующих в выборах в порядке и объеме, определяемом Центральной избирательной комиссией.
Агитация перед республиканским референдумом
Гражданам, общественным объединениям Республики гарантируются право выражать свое мнение по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации.
Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Не допускается агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
В предшествующий референдуму день и в день проведения референдума агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, плакаты, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
Правила осуществления предвыборной агитации
Предвыборная агитация кандидатов в депутаты Парламента и маслихатов Республики Казахстан начинается со дня их регистрации соответствующими избирательными комиссиями и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещена.
Запрещается:
- проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы государственным органам, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и организациям, членам избирательных комиссий;
- распространять анонимные агитационные материалы;
- проводить предвыборную агитацию, сопровождаемую предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денежных средств либо обещанием предоставления таковых;
- провозглашать во всех видах предвыборной агитации, предвыборных программах кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
Должностные лица государственных органов и иных организаций, собственник, распространитель, главный редактор (редактор) СМИ, авторы распространяемых сообщений и материалов несут установленную законом ответственность за нарушения требований Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» и Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации».