Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Изучение поведения избирателей

Одной из главных особенностей анализа выборов в современных условиях становится изучение поведения избирателей. Политический выбор избирателя не есть абсолютно свободное изъявление исключительно его собственной воли, а результат действия самых различных факторов, закономерных или случайных, которые в большинстве случаев определяют выбор избирателя задолго до того, как он переступает порог избирательного участка.

Модели электорального поведения избирателей:

 модель социального положения;

 модель партийной идентификации;

 модели голосования за качества лидера;

 модель идеологического голосования;

 модель экономического голосования;

 модель рационального выбора.

Шаги изучения электората:

 распределение групп лиц на основе стандартных демографических характеристик, образования, дохода, статуса, рода занятий, пола, семейного положения, национальности, места проживания, времени проживания. Эти данные дополняются информацией о политической среде проживания каждого респондента, спецификой, которая определяется типом политической культуры;

 использование сведений о мотивациях и психологических характеристиках избирателей, полагая, что объяснение политического феномена требует микроуровня или индивидуального уровня анализа.

Значимым для объяснения активности в голосовании, связывающим демографические характеристики избирателей с их психологическими и мотивационными концепциями является выявление установочных диспозиций голосующих:

 Люди, имеющие установки и навыки, которые облегчают обучение политике, характеризуются наличием мотивов для участия в выборах. Значимые различия в количестве голосующих среди различных групп людей объясняются различием мотивов для участия в голосовании.

 Характеристики людей, бросающих бюллетени в избирательные урны, не являются точным отображением демографических характеристик генеральной совокупности. Избиратели не являются миниатюрной моделью всей совокупности граждан. Это искаженный образец, увеличивающий удельный вес некоторых групп и уменьшающий вес других. Наиболее не представлены в нем ущемленные по разным признакам граждане — молодежь, безработные, мигранты и т. д.

 Значимых различий в политических установках голосующих и неголосующих нет. Политические предпочтения не объясняют активность на выборах, и два эти понятия должны рассматриваться как независимые друг от друга.

Мотивы выбора избирателей

Уровень сознания избирателя в определенной мере определяет выбор избирателя и вероятную степень возможности влияния на его выбор.

Например, избиратели с обыденным сознанием. Чаще всего люди с таким сознанием голосуют или по соображениям конформизма (как соседи, друзья, сослуживцы и т.д.), или под давлением наиболее мощного потока средств массовой информации. Людей с таким типом сознания большинство — они менее устойчивы в своем выборе и легко поддаются воздействию.

Важнейшую роль играет выяснение характера политической культуры общества и его отдельных слоев и групп; насколько политическая культура является прагматич­ной или идеологизированной.

Прагматики всегда более склон­ны к компромиссу. Им важно не кто говорит, а что говорит­ся, и в соответствии с этим они делают свой выбор. Идеологи­зированный тип более склонен к харизматичности, т. е. ориен­тируется на лидера. Повседневность при этом часто игнориру­ется — речь идет в основном о великих делах. Отсюда и значительная маятниковость политических настроений: боль­шие ожидания — разочарование — резкая переориентация — новые ожидания; в какой степени общество является неоднородным в вопросе об основных политических ценностях и их конституционно-пра­вовом оформлении; какую роль играет радикализм в политической культуре общества и какова степень его влияния на поведение людей в данной избирательной кампании; как высока политическая преемственность при смене вла­сти, насколько новая администрация лояльна к своим пред­шественникам и берет ли она на себя ответственность за про­должение незаконченных программ.

Большое значение для избирательной кампании имеет точ­ное представление о социальной структуре общества. Дан­ный вопрос традиционно был одним из ведущих в марксист­ских общественных науках. Однако западные политологи дока­зывают, что политическое поведение не диктуется жестко социальной принадлежностью человека. Оно определяется так­же направленностью его жизненного опыта. В рамках любого класса, социального слоя и даже небольшой группы существу­ют категории людей с различным политическим поведением. Поэтому, кроме деления общества по горизонтали (предприни­матели, интеллигенция, квалифицированные рабочие, кресть­яне, военные, безработные и т. д.), специалисты политического маркетинга изучают распределение общества на поведенчес­кие категории по вертикали.

Объяснения мотивов выбора избирателей через модель «обучения в течение жизни», где используются в общей сложности 18 объясняющих переменных:

 социализация несовершеннолетних;

 партия и класс отца;

 образование и религия;

 социоэкономические интересы;

 обеспеченность жильем;

 членство в союзах;

 национальность;

 класс, к которому относится избиратель;

 политические принципы;

 социализм;

 благополучие;

 расизм;

 традиционная мораль;

 текущая деятельность партий;

 лидеры;

 оценки правящей партии;

 оценка определенных важных событий, кампаний и экспектации на будущее;

 наличная партийная идентификация.

Использование этой модели дает возможность четкого разделения избирателей-консерваторов и избирателей-либералов; обнаруживает большую значимость политических факторов, чем факторов, связанных с процессами социализации и социальными и экономическими интересами.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3