Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Изучение поведения избирателей
Одной из главных особенностей анализа выборов в современных условиях становится изучение поведения избирателей. Политический выбор избирателя не есть абсолютно свободное изъявление исключительно его собственной воли, а результат действия самых различных факторов, закономерных или случайных, которые в большинстве случаев определяют выбор избирателя задолго до того, как он переступает порог избирательного участка.
Модели электорального поведения избирателей:
модель социального положения;
модель партийной идентификации;
модели голосования за качества лидера;
модель идеологического голосования;
модель экономического голосования;
модель рационального выбора.
Шаги изучения электората:
распределение групп лиц на основе стандартных демографических характеристик, образования, дохода, статуса, рода занятий, пола, семейного положения, национальности, места проживания, времени проживания. Эти данные дополняются информацией о политической среде проживания каждого респондента, спецификой, которая определяется типом политической культуры;
использование сведений о мотивациях и психологических характеристиках избирателей, полагая, что объяснение политического феномена требует микроуровня или индивидуального уровня анализа.
Значимым для объяснения активности в голосовании, связывающим демографические характеристики избирателей с их психологическими и мотивационными концепциями является выявление установочных диспозиций голосующих:
Люди, имеющие установки и навыки, которые облегчают обучение политике, характеризуются наличием мотивов для участия в выборах. Значимые различия в количестве голосующих среди различных групп людей объясняются различием мотивов для участия в голосовании.
Характеристики людей, бросающих бюллетени в избирательные урны, не являются точным отображением демографических характеристик генеральной совокупности. Избиратели не являются миниатюрной моделью всей совокупности граждан. Это искаженный образец, увеличивающий удельный вес некоторых групп и уменьшающий вес других. Наиболее не представлены в нем ущемленные по разным признакам граждане — молодежь, безработные, мигранты и т. д.
Значимых различий в политических установках голосующих и неголосующих нет. Политические предпочтения не объясняют активность на выборах, и два эти понятия должны рассматриваться как независимые друг от друга.
Мотивы выбора избирателей
Уровень сознания избирателя в определенной мере определяет выбор избирателя и вероятную степень возможности влияния на его выбор.
Например, избиратели с обыденным сознанием. Чаще всего люди с таким сознанием голосуют или по соображениям конформизма (как соседи, друзья, сослуживцы и т.д.), или под давлением наиболее мощного потока средств массовой информации. Людей с таким типом сознания большинство — они менее устойчивы в своем выборе и легко поддаются воздействию.
Важнейшую роль играет выяснение характера политической культуры общества и его отдельных слоев и групп; насколько политическая культура является прагматичной или идеологизированной.
Прагматики всегда более склонны к компромиссу. Им важно не кто говорит, а что говорится, и в соответствии с этим они делают свой выбор. Идеологизированный тип более склонен к харизматичности, т. е. ориентируется на лидера. Повседневность при этом часто игнорируется — речь идет в основном о великих делах. Отсюда и значительная маятниковость политических настроений: большие ожидания — разочарование — резкая переориентация — новые ожидания; в какой степени общество является неоднородным в вопросе об основных политических ценностях и их конституционно-правовом оформлении; какую роль играет радикализм в политической культуре общества и какова степень его влияния на поведение людей в данной избирательной кампании; как высока политическая преемственность при смене власти, насколько новая администрация лояльна к своим предшественникам и берет ли она на себя ответственность за продолжение незаконченных программ.
Большое значение для избирательной кампании имеет точное представление о социальной структуре общества. Данный вопрос традиционно был одним из ведущих в марксистских общественных науках. Однако западные политологи доказывают, что политическое поведение не диктуется жестко социальной принадлежностью человека. Оно определяется также направленностью его жизненного опыта. В рамках любого класса, социального слоя и даже небольшой группы существуют категории людей с различным политическим поведением. Поэтому, кроме деления общества по горизонтали (предприниматели, интеллигенция, квалифицированные рабочие, крестьяне, военные, безработные и т. д.), специалисты политического маркетинга изучают распределение общества на поведенческие категории по вертикали.
Объяснения мотивов выбора избирателей через модель «обучения в течение жизни», где используются в общей сложности 18 объясняющих переменных:
социализация несовершеннолетних;
партия и класс отца;
образование и религия;
социоэкономические интересы;
обеспеченность жильем;
членство в союзах;
национальность;
класс, к которому относится избиратель;
политические принципы;
социализм;
благополучие;
расизм;
традиционная мораль;
текущая деятельность партий;
лидеры;
оценки правящей партии;
оценка определенных важных событий, кампаний и экспектации на будущее;
наличная партийная идентификация.
Использование этой модели дает возможность четкого разделения избирателей-консерваторов и избирателей-либералов; обнаруживает большую значимость политических факторов, чем факторов, связанных с процессами социализации и социальными и экономическими интересами.