Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Формирование стратегического образа
Имидж, с которым действует политик во время кампании и благодаря которому он должен победить, называется стратегическим образом.
Факторы, обусловливающие формирование стратегического образа
1. Этот образ является регионально обусловленным. Если кандидат выдвигался когда-то в некотором регионе и исследование показало, что главными чертами кандидата, за которого население было готово проголосовать, должны быть честность и высокая надежность, то при его выдвижении в другом регионе главной чертой стратегического образа может оказаться компетентность или забота о людях. Региональная обусловленность стратегического образа может быть связана со множеством различных факторов. Так, например, культурная специфика региона может повлиять на предпочтения электората столь же значительно, как и уровень образования. Экономическая ситуация серьезно влияет на восприятие кандидата, но не менее влиятельным оказывается уровень преступность в регионе. Поэтому при разработке стратегии кампании нельзя забывать ни о каких особенностях данного региона. Нельзя опираться на предыдущий опыт в кампаниях, проведенных в других регионах.
2. Стратегический образ обусловлен временем. Нельзя использовать образ, успешный в кампании, которая имела место некоторое время назад. Разные времена требуют разных героев. Поэтому учет динамики времени ставит политических консультантов перед трудной задачей поиска новых образов даже при выборах в том же самом регионе спустя лишь короткий отрезок времени.
3. Стратегический образ имеет важнейший психологический аспект — он связан с изменчивостью потребностей избирателей. Они находятся в относительной динамике, особенно сильно меняясь в государствах с нестабильной политической обстановкой. В один период времени главной неудовлетворенной потребностью большинства населения может стать элементарная потребность в нормальной пище и товарах народного потребления, сравнительно скоро акцент в его основных потребностях может сместиться на безопасность и порядок, затем на рост благосостояния и т.д. Повторенная успешная в прошлом стратегия может привести на новых выборах к фиаско.
4. Стратегический образ обусловлен демографическим фактором. Половозрастные характеристики избирателей являются весьма серьезными, если речь идет о регионах с определенной изменчивостью демографической картины. Так, в сельских регионах идет значительное старение электората за счет миграции молодежи в города. Возникновение новых молодежных строек и, соответственно, новых городов и поселков, “городов невест и женихов” ставит и перед политическими консультантами, и перед лидерами задачу нахождения стратегического образа, который бы вызвал положительное отношение к кандидату в специфических в демографическом отношении районах.
5. Стратегический образ зависит от этнопсихологического фактора. В районах с многонациональным населением, особенно при наличии компактного проживания народа, необходимо учитывать многие элементы их национальной психологии, культуры, традиций. Однако гораздо труднее для политического консультанта найти верный стратегический образ для кандидата во время выборной кампании в случае активной миграции населения по этническому признаку, например, в ситуации межнациональных конфликтов. В ряде случаев нетрадиционный регион для проживания избирателей конкретной национальности вдруг изменяет свой “этнопсихологический ландшафт” за счет переселения туда беженцев из других регионов.
6. Ситуативный факторы также обусловливают стратегический образ. Внезапное изменение политической ситуации или произошедшие события в жизни кандидата могут побудить политического консультанта искать новые формы стратегического образа даже в тех случаях, когда предварительное исследование показало, что он был найден правильно и совпадает не только с предпочтениями электората, но и с внутренней сущностью самого политика.
7. На формирование имиджа оказывает значительное влияние степень известности политика. Если, например, кандидат не известен или мало известен избирателям, то существует возможность, что его образ будет “слеплен” в соответствии с “идеалом”. Значительно сложнее это сделать, если кандидат — известная личность. В таком случае команде желательно идти по пути усиления тех качеств кандидата, которые соответствуют представлениям об “идеальном политике” или близки к ним, а “негативные” черты, наоборот, затушевываются.
Стратегический образ, построенный для кандидата в данной кампании, может теоретически быть не связанным с реальной картиной личности политика. Он может способствовать успеху также, как и по отношению к самому кандидату. Он, выступая в несвойственном ему амплуа, будет испытывать большой стресс и дискомфорт. Он не сможет чувствовать себя свободно не только с избирателями, но и с самим собой. Для кандидатов с особым типом психики такое насилие над личностью может привести к серьезным кризисам идентичности.
Привлекательный кандидат — это такой кандидат, в котором избиратели видят те качества, которые они сами считают желательными для политика. Однако многие профессиональные менеджеры политических кампаний не без оснований считают, что избиратели имеют в последнее время все более смутные представления о том, какие именно качества они хотят видеть в президенте, депутате и других официальных лицах. Еще более расплывчаты позиции по тем или иным вопросам предвыборных программ. Поэтому часто отправной точкой построения имиджа служит информация о том, что не нравится значительной части электората (например, агрессивный, бескомпромиссный тип политика, экстравагантная манера поведения).
Все большее число избирателей весьма скептично относится к современным политическим деятелям, считая, что “политики преследуют прежде всего свои личные или корпоративные цели”. Поэтому зачастую кандидаты — непрофессиональные политики оказываются в более выгодном положении. Лозунг типа: “Я не политик” — встречает благосклонное отношение все большей части электората.
В результате влияния телевидения на общественное сознание избиратель хочет видеть в общественных деятелях черты телегероев. От большого политика ждут, что он будет не только действовать и мыслить, но и выглядеть и вести себя как политик-киногерой. Он должен олицетворять честность, уверенность, профессионализм, дружелюбие.
Память избирателей дольше хранит образ кандидата, а не содержание его речей, утверждают специалисты. Поэтому особое внимание следует уделять тому впечатлению, какое производят на избирателей внешность кандидата, его стиль жизни, манера говорить, одеваться, вести себя в общество и пр. Немного утрируя это положение, американские политические консультанты говорят:
“Для того чтобы быть избранным в сенаторы, надо прежде всего выглядеть как сенатор”.
В последнее время, отмеченное отчужденностью рядового избирателя от политики, возросшую роль в создании образа политика играет “человеческий фактор”: избиратель отдает все большее внимание таким чертам в политике, как человечность, теплота, простота в обращении.