Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Организационно-массовое направление в избирательной кампании

Оргмассовое направление в избирательной кампании — это та сфера агитационно-пропагандистского воздействия на избира­теля, в которую активно включены агитаторы и рядовые акти­висты штабных структур, то есть агитпехота или “мас­сы”. Отсюда и название направления.

Есть другое, перехваченное у социологов название этого на­правления работы, — “полевое”. Имеется в виду, что агитаторы (в социологии — интервьюеры) работают (“пашут”) на электоральном поле. И в профессиональной среде, и в специальной литературе оба эти термина используются как равнозначные.

Направления полевых работ избирательной кампании:

1) сплошные и выборочные обходы квартир избирателей (сбор подписей, раздача агитационных материалов и устная агитация);

2) телефонная агитация (прямая и косвенная — “зомбирующая”);

3) пикеты (сбор подписей, раздача агитматериалов, устная агитация);

4) распространение агитационных материалов (их адресная и сплошная разноска и рассылка) по месту жительства избирателей;

5) расклейка листовок и плакатов, “наскальная живопись”;

6) организационно-агитационная поддержка кандидата во время встреч с избирателями и контактов со СМИ;

7) организационная поддержка общественных приемных кан­дидата (разновидность приемных — “горячая линия”);

8) обеспечение интересов кандидата в день выборов (наблю­дение за голосованием, обеспечение явки избирателей и др.).

Потенциал полевых технологий, безусловно, выше возмож­ностей воздействия на электорат через средства массовой агита­ции, поскольку использование этих методик позволя­ет обратиться напрямую к конкретному избирателю, выслушать конкретно его, вникнуть конкретно в его проблемы. Никакие телевизионные передачи, никакие газетные материалы не дости­гают той степени убедительности и адресности, которой можно добиться при личном общении с избирателем. Ни в эфире, ни в газете, ни в листовке просто невозможно сказать то, что порой говорит избирателю грамотно подготовленный (“натасканный”) агитатор.

В странах с богатым опытом свободных выборов приоритет полевого направления в агитационной работе никто не возьмется оспаривать.

Полевое направление в избирательной кампании действитель­но сложное и трудоемкое. Для эффективного проведения оргмассовых агитационных мероприятий надо, как минимум, суметь организовать агитационные массы, т. е. агитаторов. Надо их на­брать (навербовать), причем в достаточном количестве, произвес­ти их селекцию, структурировать и обучить. Нужно предъявить им мобилизующие стимулы, убедить, что эти стимулы обязатель­но будут реализованы. А затем всю эту массу надо стройными рядами направить, проконтролировать, а также простимулировать.

Из сказанного следует вывод: если у вас под рукой нет хоро­шо структурированной партии или инструмента, позволяющего оперативно создать структуру, подобную партийной, на полно­ценную избирательную кампанию особенно рассчитывать не стоит.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3