Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Организационно-массовое направление в избирательной кампании
Оргмассовое направление в избирательной кампании — это та сфера агитационно-пропагандистского воздействия на избирателя, в которую активно включены агитаторы и рядовые активисты штабных структур, то есть агитпехота или “массы”. Отсюда и название направления.
Есть другое, перехваченное у социологов название этого направления работы, — “полевое”. Имеется в виду, что агитаторы (в социологии — интервьюеры) работают (“пашут”) на электоральном поле. И в профессиональной среде, и в специальной литературе оба эти термина используются как равнозначные.
Направления полевых работ избирательной кампании:
1) сплошные и выборочные обходы квартир избирателей (сбор подписей, раздача агитационных материалов и устная агитация);
2) телефонная агитация (прямая и косвенная — “зомбирующая”);
3) пикеты (сбор подписей, раздача агитматериалов, устная агитация);
4) распространение агитационных материалов (их адресная и сплошная разноска и рассылка) по месту жительства избирателей;
5) расклейка листовок и плакатов, “наскальная живопись”;
6) организационно-агитационная поддержка кандидата во время встреч с избирателями и контактов со СМИ;
7) организационная поддержка общественных приемных кандидата (разновидность приемных — “горячая линия”);
8) обеспечение интересов кандидата в день выборов (наблюдение за голосованием, обеспечение явки избирателей и др.).
Потенциал полевых технологий, безусловно, выше возможностей воздействия на электорат через средства массовой агитации, поскольку использование этих методик позволяет обратиться напрямую к конкретному избирателю, выслушать конкретно его, вникнуть конкретно в его проблемы. Никакие телевизионные передачи, никакие газетные материалы не достигают той степени убедительности и адресности, которой можно добиться при личном общении с избирателем. Ни в эфире, ни в газете, ни в листовке просто невозможно сказать то, что порой говорит избирателю грамотно подготовленный (“натасканный”) агитатор.
В странах с богатым опытом свободных выборов приоритет полевого направления в агитационной работе никто не возьмется оспаривать.
Полевое направление в избирательной кампании действительно сложное и трудоемкое. Для эффективного проведения оргмассовых агитационных мероприятий надо, как минимум, суметь организовать агитационные массы, т. е. агитаторов. Надо их набрать (навербовать), причем в достаточном количестве, произвести их селекцию, структурировать и обучить. Нужно предъявить им мобилизующие стимулы, убедить, что эти стимулы обязательно будут реализованы. А затем всю эту массу надо стройными рядами направить, проконтролировать, а также простимулировать.
Из сказанного следует вывод: если у вас под рукой нет хорошо структурированной партии или инструмента, позволяющего оперативно создать структуру, подобную партийной, на полноценную избирательную кампанию особенно рассчитывать не стоит.