Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3

Агитаторы: типология, формирование команды

Типы агитаторов

В зависимости от мотивации участия в выборах агитаторы делятся на агитаторов-добровольцев (энтузиасты) и платных аги­таторов (волонтеры).

Агитаторы-добровольцы участвуют в выборах по идейным соображениям и не получают за свой труд материального вознаграж­дения. По крайней мере, материальный стимул не является здесь определяющим фактором — агитатор-доброволец готов работать на выборах бесплатно.

Идеальный образец агитаторов-добровольцев — это коммунистические партпропагандисты.

Может случиться, что в ваш избирательный штаб придут пос­торонние люди и предложат свою бескорыстную помощь. Та­кая помощь бывает иногда очень ценной. Но если об истоках неприязни новоявленных помощников к вашему конкуренту вам не приходилось слышать ранее, если нет надежных рекомендателей этих добровольцев, к их предложению стоит отнестись с большой осторожностью. В любом случае работать с ними всегда лучше по автоном­ному плану, не посвящая их в дела и планы всей кампании. И контролировать их работу надо особенно тщательно.

Есть мнение, что работать с агитаторами-энтузиастами проще и надежнее. Они действуют по убеждению, на совесть, их особенно и контролировать не надо. Но любой менеджер-профессионал предпочтет иметь дело с людьми, которые работают на принципе подряда. В жестких временных рамках ведения избирательной кампании надо иметь возможность четко спланировать агитационную ра­боту и спрашивать с исполнителей за малейшую неточность при выполнении задания. Спросить же с энтузиаста невозможно. Поэтому если в избирательной кампании появляются энтузиасты, это лишние хлопоты. И пока не выясните, насколько эти энтузиасты управляемы, планировать работу направления с уче­том их подключения не беритесь.

Платные агитаторы — это люди нанятые на агитационную работу за вознаграждение.

Сегодня ни одна избирательная кампания в мире, за исклю­чением, может быть, кампаний минимального формата, не обходится без агитаторов по найму.

В зависимости от основных форм организации труда аги­таторы делятся на участковых и маршрутных.

Участковые агитаторы. За каждым из­бирательным участком закрепляется конкретный агитатор, с возложением на него всего комплекса полевых агитационных мероприятий на закрепленной территории: от сбора подписей до организации наблюдения за ходом голосования на участке в день выборов.

Маршрутные агитаторы. Работают на основе меняющихся маршрутных заданий по всему округу. За агитаторами, как правило, тер­ритория не закрепляется.

Количество агитаторов

Рассчитывая потребную численность агитаторов, необходимо учитывать ряд факторов. Основных — два:

а) продолжительность предвыборной гонки. Если временной формат выборов урезан (как, например, при досрочных выборах) или если кандидат вступает в борьбу с опозданием, нанимать агитаторов придется больше, нежели в нормальных условиях.

б) планируемый объем мероприятий полевого направления. Он зависит от того, какое место в структуре избирательной кам­пании предполагается отвести полевому направлению. Если прио­ритет отдан полевым технологиям, в силу чего агитаторы стано­вятся главным коммуникативным средством кампании, их набор должен производиться по полной программе. Если приоритетным направлением кампании является агитационно-рекламное (т. е. агитация в основном идет через СМИ), количество агитаторов уменьшается.

Кроме того, на численность команды агитаторов влияет форма организации их труда (маршрутная или участковая), компактность жилья в округе, сроки и кратность проведения основной акции с участием агитаторов (“От двери к двери”) и др.

Среди специалистов общепринятым считается мнение, что в стандартных условиях проведения избирательной кампании аги­таторов у кандидата должно быть, по крайней мере, не меньше, чем избирательных участков в округе.

Количество агитаторов должно быть рассчитано на двукратный обход квартир в течение примерно месяца (один обход — полный, другой — фиксирующий голоса потенциальных сторонников), причем заранее планируется, что агитатор способен “открыть” лишь каждую четвертую дверь. Когда специалисты говорят о том, что за каждым участком должен быть закреплен свой агитатор, имеется в виду скорее “ответственный агитатор” (кое-где его именуют “ответственным организатором”), т.е. лицо, с которым заклю­чается договор об агитационном обслуживании территории кон­кретного избирательного участка. На небольшом участке избирателей вполне справится сам “ответствен­ный”, а на участках покрупнее он должен привлечь себе в помощь любого (любых) по своему усмотрению. Если “ответственный” не в состоянии самостоятельно подыскать себе напарника, помочь ему в этом должен штаб. Но в любом случае штабу удобнее иметь дело с одним “ответственным” за участок агитатором.

Источники пополнения агитаторских кадров:

1) окружение кандидата и его близких;

2) местная околополитическая тусовка (активисты партийных организаций различной ориентации);

3) структуры социальной защиты населения (вербовка аги­таторов из числа их штатных и внештатных сотрудников, а также выход через этих лиц на пенсионеров);

4) отделения связи (вербовка из числа почтальонов);

5) биржи труда;

6) студенческая среда (самый ненадежный, но неизбежно ис­пользуемый источник);

7) вербовка агитаторов через СМИ (объявления в газетах, бегущая строка на телевидении и пр.).

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3