Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Листовочная кампания
По образному выражению, бронебойным снарядом избирательной кампании является агитационная листовка. Этот снаряд из маленькой бумажки способен пробить брешь в любой самой толстой бетонной стене информационной блокады.
Но и в комфортных условиях ведения избирательной кампании агитационная листовка — самый простой, самый дешевый и одновременно самый надежный способ точечно “коснуться” избирателя. Это основное коммуникативное средство, используемое на оргмассовом направлении избирательной кампании.
Артиллерийский снаряд не полетит, не поразит и не там взорвется, если он сделан плохо. От плохой листовки тоже толку мало. Более того, плохой листовкой можно здорово себе навредить. Поэтому листовка должна быть только хорошей.
Агитационная листовка тоже требует к себе уважительного отношения. Причем на всех стадиях отработки листовочного жанра, начиная с дальних подступов к избирательной кампании.
Уже на стадии проектирования кампании впервые продумывается так называемый листовочный ряд, т. е. определяется номенклатура основных листовок и плакатов + последовательность их подачи избирателю.
Доставка (рассылка и разноска) агитационных материалов
Сплошная доставка — это когда агитационная листовка идет в каждый почтовый ящик в избирательном округе. Или точнее — когда листовка должна идти в каждый почтовый ящик. Очень часто вместо почтовых ящиков листовки в массовом порядке оказываются брошенными в подъездах на подоконник или на пол, а то и того хуже — в мусорные контейнеры.
Далеко не всегда тиражи массовых листовок расходятся по назначению. Виноваты в этом не только недобросовестные агитаторы. Иногда по недомыслию тиражи губят люди, которые стоят у руля избирательной кампании.
Адресная доставка агитационных материалов — это когда эти материалы адресованы конкретным избирателям, т. е. когда листовка или письмо-обращение кандидата упаковано в конверт, на котором написаны все необходимые почтовые реквизиты получателя, т. е. избирателя.
Тиражи адресного письма определяются наличием и характером соответствующей адресной базы, задачами планируемого агитационного воздействия на избирателей.
Адресные базы
Наличие адресных баз в арсенале избирательного штаба кандидата создает благоприятные условия не только для адресного агитационного воздействия на избирателей. Это облегчает планирование полевого направления кампании, контроль за работой агитаторов. Поэтому работу с адресными базами данных целесообразно выделять отдельной строкой в плане-графике кампании.
Адресные базы универсальные и локальные. На уровне регионов, городов, сельских акиматов существует немало источников, содержащих сведения адресного характера. Часть из них носит универсальный характер, т.е. в них содержатся сведения о всех электоральных группах. Другая часть источников — это локальные базы, отражающие информацию о той или иной электоральной группе.
Если подходить к делу профессионально, то адресная база любой электоральной группы, привязанной к округу, не будет лишней. Скажем, если вы хотите обратиться к избирателям старшего возраста, можно воспользоваться базой ведомства социальной защиты; если готовится обращение к представителям крупного и среднего бизнеса — базой пейджинговых компаний и ГАИ (по наличию мобильного телефона и марке автомобиля можно судить о достатке человека) и т. д.
Источники, содержащие адресные базы, используемые в избирательных кампаниях
Универсальные базы:
База “Списки избирателей” ведется на уровне местной исполнительной власти специально для обслуживания выборов.
База паспортных столов, отражающая прописку-выписку населения.
Базы жилищно-коммунальных органов ведутся бухгалтериями жилищно-эксплуатационных учреждений (КСК, департаменты жилья т. п.).
Базы пенсионных фондов.
Локальные базы:
Базы подразделений социальной защиты государственных органов.
База ГАИ — сведения о владельцах автомобилей.
Базы туристических агентств, пейджинговых фирм.
Базы различных общественных организаций, профессиональных объединений и т. д.
Базы детских садов и средних школ, участковых поликлиник.
Допустимо работать только со свежей базой. Свежая — если в нее внесены изменения по состоянию на текущий год. В любом случае с базой, в которую изменения не вносились более двух лет, работать не рекомендуется.