Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Лекционный курс “Выборы и избирательные системы в Республики Казахстан”. Часть 3
- Формирование стратегического образа
- Технологии построения имиджа кандидата
- Корпоративный имидж партии и персональный имидж кандидата
- Правовые основы организации работы с электоратом
- Доверенные лица кандидата
- Сбор подписей
- Агитаторы: типология, формирование команды
- Набор агитаторов
- Формирование команды агитаторов
- Организационно-массовое направление в избирательной кампании
- Планирование полевого направления избирательной кампании
- Полевые технологии
- Программа Телефонное внедрение
- Листовочная кампания
- Технологии проектирования и изучения электората как системы
- Изучение поведения избирателей
- Факторы, влияющие на политическую ориентацию избирателей
- Социологические исследования
- Опросные методы
- Выявление экспертных оценок
- Контент-анализ
- Фокус-группы
- Методика организации и проведения социологических опросов
- Особенности электорального поведения населения и социально-политическая ситуация в регионе
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов
- Опыт анализа электорального поведения по результатам социологических опросов. Продолжение
Полевые технологии
Программа “От двери к двери”
В ряду традиционных полевых методик программа “От двери к двери” занимает особое место. Это — ключевое агитационное средство оргмассового направления любой более-менее серьезной избирательной кампании.
Все, что сказано выше о преимуществе полевых методик над агитационно-рекламными, в первую очередь относится к программе “От двери к двери”. Полноценной данная акция может быть лишь при участковой системе работы агитаторов.
Программу “От двери к двери” целесообразно планировать и реализовывать в два этапа. О предстоящем визите агитаторов надо бы предупредить избирателей заранее — дня за два-три, максимум за неделю. Сделать это лучше с помощью листовки с обращением кандидата (мол, откройте дверь), которую либо опускают в каждый ящик, либо наклеивают на двери подъездов.
Первый этап программы — полный обход жилого сектора округа, пик обхода приходится примерно на 20-й день до дня голосования. Агитаторы обходят каждый дом, стремятся попасть в каждую квартиру, но далеко не всегда им открывают двери. Считается неплохим результатом, если агитатору удалось “открыть” четверть от общего числа дверей.
Содержание агитационной беседы и вручаемых избирателю агитационных материалов для каждой кампании индивидуально, зависит от многих факторов. Но общее требование к работе агитатора при реализации программы “От двери к двери” одно: он должен не только выгодно “засветить” кандидата, но и расположить собеседника лично к себе, постараться найти повод и пообещать “заскочить” к избирателю еще раз, он должен буквально напроситься на приглашение. И обязательно реализовать это приглашение. Нацеливая агитатора на такую работу, исповедуется простой принцип: если удалось трижды “открыть” одну и ту же дверь, если каждый раз тебе уделили внимание — ты достиг своей цели, избиратель — твой. Ему просто неловко будет проголосовать за другого кандидата.
Второй этап — фиксирующий. Агитатор обязательно обходит тех, с кем он установил контакт, и вручает личное послание кандидата со словами благодарности и приглашением прийти на выборы. Кроме того, послание вручается и тем избирателям, которые попали в орбиту кампании кандидата на разных ее этапах: приходили на встречи с ним, обращались в приемную, оставили свои координаты пикетчикам, прислали письма и т. д.
Число адресов посещения по второму этапу должно быть ориентировано на расчетное число голосов, обеспечивающих победу на конкретном избирательном участке.
Во-первых, важное внимание придается необходимости личного участия кандидата в агитационном обходе квартир. Это особенно актуально для мелкомасштабных выборов. Но и в более крупных кампаниях кандидату полезно походить от двери к двери, самому постоять в пикетах, посидеть на телефоне. Нет более эффективного агитационного средства, чем личное общение кандидата с избирателем. Во-вторых, агитаторов тоже надо сориентировать на то, что кандидат одновременно с ними ходит по квартирам (на соседней улице, в соседнем доме), и пусть агитаторы в свою очередь с энтузиазмом рассказывают эту байку избирателям. А чтобы данный пассаж выглядел правдоподобным, агитаторов, в-третьих, надо нацелить на сбор заявок от избирателей, желающих лично встретиться с кандидатом, в том числе и у себя дома. Надо буквально провоцировать избирателей на такие заявки. И если по заверению агитатора приглашение поступило от вполне приличных людей, надо идти в гости, с чаем и тортом, и по возможности поэффектнее пропиарить эту акцию.