Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 4
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 4
- 1.1. Потоковые графы (графы состояний)
- 2. Моделирование с помощью орграфов
- 2.2. Взвешенные графы
- 2.3. Импульсные процессы в орграфах
- 2.4. Устойчивость и равновесие орграфа
- 2.5. Функциональные и гибридные и динамические орграфы
- 2.6. Орграфы с временными задержками
- 2.7. Управленческие решения при моделировании на орграфах
- Тема 2.2.5. Функциональные сети
- 2.2.52. Характеристики символов, используемых в диаграммах
- 2.2.5.
- ТЕМА 2.2.6. Сети Петри
- 2.2.6.2. Конечные разметки сети
- 2.2.6.3. Ограниченность сети Петри
- 2.2.6.4. Моделирование с помощью сетей Петри
- Тема 2.2.7. Основные принципы системного анализа и моделирования ущерба от техногенных аварий и катастроф
- 1.1.1. Первый этап
- 1.1.2. Второй этап.
- 1.1.3. Третий этап.
- 1.1.4. Четвертый этап
- 2. Классификация и анализ известных моделей и методов прогнозирования техногенного ущерба
- 2.2.7.2. Системные свойства новой реальности и риск
- 2.2.7.
- 2.2.7.
- Уровни управления риском
- Государственный уровень.
- Регионально‑отраслевой уровень.
- Сценарно‑объектовый уровень.
- Концептуальные модели риска
- 4.3. Анализ и управление профессиональным риском
Каждый опасный объект, как правило, имеет свои особенности, свой набор проектных и запроектных аварий и катастроф. Современные средства математического моделирования для большинства из них (взрывы, разливы сильнодействующих ядовитых веществ и т.д.) позволяют выяснить типовой сценарий аварии, характерную картину ее разных стадий. На этой основе обычно легче планировать спасательные работы. Модели позволяют, как правило, выяснить "окна уязвимости" тех предприятий или территорий, о безопасности которых следует заботиться в первую очередь. Во многих конкретных случаях анализ этих моделей помогает понять, как следует строить систему мониторинга на данном объекте .
Неопределенность и риск. Оценка риска принимаемых решений или опасности, т.е. информация о вероятностях различных возможных исходов и о возможных ущербах, свидетельствует о весьма высоком уровне знаний об изучаемых объектах, технологиях, решениях. Во многих случаях современная наука оказывается не на уровне, позволяющем говорить о риске. Имея в виду такие бедствия, катастрофы, возможности, мы находимся в ситуации неопределенности.
Различие риска и неопределенности восходит к началу века, к концепции Ф. Найта, рассматривавшего основы экономической теории. «Практическая разница между категориями риска и неопределенности состоит в том, что в первом случае распределение результатов в группе известно (что достигается путем априорных вычислений или изучения статистики предшествующего опыта), а во втором — нет. Это чаще всего вызвано невозможностью провести группировку случаев, так как рассматриваемые ситуации в значительной мере уникальны.
Наилучший пример неопределенности связан с вынесением суждений или формированием мнений относительно будущего развития событий; именно эти мнения (а вовсе не научные знания) оказывают решающее влияние на наше поведение» — пишет он в своей классической работе . Простой математический пример. Пусть в урне находятся 10 шаров, 9 красных и один черный. Тогда риск вытянуть черный шар имеет вероятность 1/10. Если же мы не знаем, сколько и каких шаров в урне, то тогда мы находимся в состоянии неопределенности.
В отношении многих продуктов генной инженерии, биотехнологии, химической индустрии, а также многих новых технологий мы, к сожалению, имеем дело не с риском, а с неопределенностью. Однако опыт последних десятилетий показывает, что ряд опасностей, о которых мы сегодня не подозреваем, может потребовать больших согласованных усилий как на национальном, так и на глобальном уровнях. В сущности, одна из главных задач науки в области безопасности и риска состоит в том, чтобы обеспечить быстрое прохождение пути от неопределенности к риску, избавить от необходимости действовать наугад, методом проб и ошибок. Это тем более важно, поскольку многими рисками можно разумно управлять, а неопределенностью — нет.