Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 4
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 4
- 1.1. Потоковые графы (графы состояний)
- 2. Моделирование с помощью орграфов
- 2.2. Взвешенные графы
- 2.3. Импульсные процессы в орграфах
- 2.4. Устойчивость и равновесие орграфа
- 2.5. Функциональные и гибридные и динамические орграфы
- 2.6. Орграфы с временными задержками
- 2.7. Управленческие решения при моделировании на орграфах
- Тема 2.2.5. Функциональные сети
- 2.2.52. Характеристики символов, используемых в диаграммах
- 2.2.5.
- ТЕМА 2.2.6. Сети Петри
- 2.2.6.2. Конечные разметки сети
- 2.2.6.3. Ограниченность сети Петри
- 2.2.6.4. Моделирование с помощью сетей Петри
- Тема 2.2.7. Основные принципы системного анализа и моделирования ущерба от техногенных аварий и катастроф
- 1.1.1. Первый этап
- 1.1.2. Второй этап.
- 1.1.3. Третий этап.
- 1.1.4. Четвертый этап
- 2. Классификация и анализ известных моделей и методов прогнозирования техногенного ущерба
- 2.2.7.2. Системные свойства новой реальности и риск
- 2.2.7.
- 2.2.7.
- Уровни управления риском
- Государственный уровень.
- Регионально‑отраслевой уровень.
- Сценарно‑объектовый уровень.
- Концептуальные модели риска
- 4.3. Анализ и управление профессиональным риском
Модели этого уровня представляются особенно важными, поскольку основная тяжесть работ по предупреждению угроз и наибольшие возможности для смягчения последствий бедствий относится именно к нему. Гражданская защита в России обеспечивается распределенной системой сил, средств, органов управления, информационных центров. Модели управления риском предназначены для этих структур.
Это прежде всего экономические модели управления риском для территориально-производственных комплексов, которыми располагают субъекты федерации. Цель этих моделей — оценить опасности существующих объектов, меры по предупреждению аварий и катастроф и выстроить систему приоритетов. При этом модели должны давать и оценки возможного ущерба, если те или иные меры приняты не будут. Работа над проектом Федеральной программы по прогнозу и предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий и смягчению их последствий показала неудовлетворительное положение дел в части, касающейся приоритетов. Общая сумма заявленных субъектами мероприятий превысила 10% государственного бюджета. Это означает, что срочные, первоочередные проекты оказались не отделены от второстепенных. Модели и системы поддержки принятия решений здесь были бы очень полезны.
В рамках отрасли эти модели условно можно отнести к классу моделей "оптимальный режим обновления оборудования".
Обычные модели этого типа ориентированы только на экономическую эффективность. Для управления риском этого недостаточно. Эти модели должны отражать состояние промышленных объектов и инфраструктуры в данной отрасли, давать прогноз ожидаемого числа рисков и аварий и позволять оценивать экономический эффект от различных стратегий повышения устойчивости работы отрасли. Традиционная задача здесь состоит в определении того, какую долю оборудования и инфраструктуры следует обновить при данном уровне инвестиций, оптимизируя и экономическую эффективность, и уровень безопасности.
Кроме того, на региональном уровне обычно есть свои системы мониторинга, свои источники опасности: загрязнение окружающей среды различными опасными химическими веществами, опасности характерных для региона наводнений или эпидемий и т.д. Здесь существует большой набор уже построенных и апробированных моделей, и задача часто сводится к их разумному выбору и привязке к реалиям региона.