Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 4
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 4
- 1.1. Потоковые графы (графы состояний)
- 2. Моделирование с помощью орграфов
- 2.2. Взвешенные графы
- 2.3. Импульсные процессы в орграфах
- 2.4. Устойчивость и равновесие орграфа
- 2.5. Функциональные и гибридные и динамические орграфы
- 2.6. Орграфы с временными задержками
- 2.7. Управленческие решения при моделировании на орграфах
- Тема 2.2.5. Функциональные сети
- 2.2.52. Характеристики символов, используемых в диаграммах
- 2.2.5.
- ТЕМА 2.2.6. Сети Петри
- 2.2.6.2. Конечные разметки сети
- 2.2.6.3. Ограниченность сети Петри
- 2.2.6.4. Моделирование с помощью сетей Петри
- Тема 2.2.7. Основные принципы системного анализа и моделирования ущерба от техногенных аварий и катастроф
- 1.1.1. Первый этап
- 1.1.2. Второй этап.
- 1.1.3. Третий этап.
- 1.1.4. Четвертый этап
- 2. Классификация и анализ известных моделей и методов прогнозирования техногенного ущерба
- 2.2.7.2. Системные свойства новой реальности и риск
- 2.2.7.
- 2.2.7.
- Уровни управления риском
- Государственный уровень.
- Регионально‑отраслевой уровень.
- Сценарно‑объектовый уровень.
- Концептуальные модели риска
- 4.3. Анализ и управление профессиональным риском
Особенности протекания второго этапа рассматриваемого процесса, т.е. распространение опасных потоков, обусловлены как перечисленными только что факторами, так и спецификой пространства, заполняемого веществом или находящегося между источником энергии и подверженным ее воздействию объектом. Чаще всего это пространство может быть трехмерным (атмосфера, водоем, почва), иметь заполнение — неоднородное или однородное, неподвижное или подвижное (несущую среду), обладать фактически бесконечными размерами или ограничиваться другой средой, способной поглощать или отражать потоки энергии или вещества.
С учетом данного обстоятельства возможны различные сочетания существенных для процессов энергомассообмена и потокообразования факторов, приводящих к различным сценариям, начиная с растекания жидких веществ по твердой поверхности и завершая заполнением всего пространства смесью аэрозоли, газа и/или жидкости.
Рассмотрим, например, сценарии, связанные с распространением химических веществ в воздушной среде. Сложность модели здесь может быть различна, и это во многом зависит от принятых допущений. В частности, возможны следующие варианты постановки задачи.
1. Принимается допущение о неподвижности атмосферы. В этом случае можно выделить основные особенности распространения газообразных веществ. Они проявляются обычно в образовании либо облака (для залпового выброса газов) либо шлейфа (для их непрерывного истечения), которые затем ведут себя соответственно следующим образом:
а) стелятся над поверхностью или постепенно приближаются к ней (тяжелые газы);
б) касаются земли или распространяются параллельно поверхности (газы, плотность которых близка к плотности воздуха;
в) поднимаются в виде гриба или расширяющегося конуса, поперечные сечения которых называются «термиками» («термик» — интенсивно перемешиваемое образование с поднимающими легкими потоками внутри и опускающимися из-за охлаждения более плотными окружающими газами (легкие газы).
2. Учитывается подвижность атмосферы как несущей среды и характер подстилающей ее поверхности.
Подвижность атмосферы характеризуется скоростью ветра ux , скоростью переноса vх, вертикальной устойчивостью.
Характер подстилающей поверхности обусловлен рельефом местности, шероховатостью поверхности.
Этих факторы слегка видоизменяют процесс распространения облака. Обычно это приводит к дрейфу шлейфа или облака атмосфере с постепенным изменением их высоты и формы примерно так, как это показано на рис.1. Причины тому — действие архимедовых и сил, а также размыв поверхности этих образований за счет трения о поверхность земли и турбулентного рассеяния газов в процессе так называемой атмосферной диффузии (турбулентная диффузия).
Величина трения о земную поверхность обычно зависит от размеров зданий, оврагов, деревьев, кустов и других естественных шероховатостей.
а б в Рис. 1. Распространение облака АХОВ в атмосфере а — легкий газ, б — газ равный по плотности воздуху, в — тяжелый газ |
Влияние атмосферы определяется направлением и скоростью циркулирующих в ней потоков, в том числе потока тепловой энергии. Для учета такого влияния при математическом моделировании обычно используют шесть классов устойчивости атмосферы:
А — сильно неустойчивая с преобладанием конвекции,
В — умеренно неустойчивая,
С — слабо неустойчивая атмосфера,
D — нейтральная стратификация, т.е. изотермия,
Е — слабо устойчивая с инверсией,
F — умеренно устойчивая.
Ниже, в табл. 1 приведена такая классификация в зависимости от времени суток, скорости ветра, облачности и солнечной радиации.
Табл. 1. Классы устойчивости атмосферы по Ф. Пэсквиллу
Скорость ветра u на высоте 10 м, м/с |
День |
Ночь |
|||
Инсоляция |
Облачность |
||||
интенсивная |
умеренная |
слабая |
тонкая |
отсутствует |
|
u £ 2 |
A |
A — B |
B |
– |
– |
2 < u £ 3 |
A — B |
B |
C |
E |
F |
3 < u £ 5 |
B |
B — C |
C |
D |
E |
5 < u £ 6 |
C |
C — D |
D |
D |
D |
u > 6 |
C |
C |
D |
D |
D |
Приведенная классификация используется затем для определения ряда эмпирических коэффициентов и зависимостей, существенно влияющих на рассеяние вредного вещества в атмосфере.
В качестве других исходных данных применяются различные сценарии и факторы, а также количественные характеристики, полученные при исследовании первого этапа процесса формирования поражающих факторов.