Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 4
- Лекции по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 4
 - 1.1. Потоковые графы (графы состояний)
 - 2. Моделирование с помощью орграфов
 - 2.2. Взвешенные графы
 - 2.3. Импульсные процессы в орграфах
 - 2.4. Устойчивость и равновесие орграфа
 - 2.5. Функциональные и гибридные и динамические орграфы
 - 2.6. Орграфы с временными задержками
 - 2.7. Управленческие решения при моделировании на орграфах
 - Тема 2.2.5. Функциональные сети
 - 2.2.52. Характеристики символов, используемых в диаграммах
 - 2.2.5.
 - ТЕМА 2.2.6. Сети Петри
 - 2.2.6.2. Конечные разметки сети
 - 2.2.6.3. Ограниченность сети Петри
 - 2.2.6.4. Моделирование с помощью сетей Петри
 - Тема 2.2.7. Основные принципы системного анализа и моделирования ущерба от техногенных аварий и катастроф
 - 1.1.1. Первый этап
 - 1.1.2. Второй этап.
 - 1.1.3. Третий этап.
 - 1.1.4. Четвертый этап
 - 2. Классификация и анализ известных моделей и методов прогнозирования техногенного ущерба
 - 2.2.7.2. Системные свойства новой реальности и риск
 - 2.2.7.
 - 2.2.7.
 - Уровни управления риском
 - Государственный уровень.
 - Регионально‑отраслевой уровень.
 - Сценарно‑объектовый уровень.
 - Концептуальные модели риска
 - 4.3. Анализ и управление профессиональным риском
 
Особенности протекания второго этапа рассматриваемого процесса, т.е. распространение опасных потоков, обусловлены как перечисленными только что факторами, так и спецификой пространства, заполняемого веществом или находящегося между источником энергии и подверженным ее воздействию объектом. Чаще всего это пространство может быть трехмерным (атмосфера, водоем, почва), иметь заполнение — неоднородное или однородное, неподвижное или подвижное (несущую среду), обладать фактически бесконечными размерами или ограничиваться другой средой, способной поглощать или отражать потоки энергии или вещества.
С учетом данного обстоятельства возможны различные сочетания существенных для процессов энергомассообмена и потокообразования факторов, приводящих к различным сценариям, начиная с растекания жидких веществ по твердой поверхности и завершая заполнением всего пространства смесью аэрозоли, газа и/или жидкости.
Рассмотрим, например, сценарии, связанные с распространением химических веществ в воздушной среде. Сложность модели здесь может быть различна, и это во многом зависит от принятых допущений. В частности, возможны следующие варианты постановки задачи.
1. Принимается допущение о неподвижности атмосферы. В этом случае можно выделить основные особенности распространения газообразных веществ. Они проявляются обычно в образовании либо облака (для залпового выброса газов) либо шлейфа (для их непрерывного истечения), которые затем ведут себя соответственно следующим образом:
а) стелятся над поверхностью или постепенно приближаются к ней (тяжелые газы);
б) касаются земли или распространяются параллельно поверхности (газы, плотность которых близка к плотности воздуха;
в) поднимаются в виде гриба или расширяющегося конуса, поперечные сечения которых называются «термиками» («термик» — интенсивно перемешиваемое образование с поднимающими легкими потоками внутри и опускающимися из-за охлаждения более плотными окружающими газами (легкие газы).
2. Учитывается подвижность атмосферы как несущей среды и характер подстилающей ее поверхности.
Подвижность атмосферы характеризуется скоростью ветра ux , скоростью переноса vх, вертикальной устойчивостью.
Характер подстилающей поверхности обусловлен рельефом местности, шероховатостью поверхности.
Этих факторы слегка видоизменяют процесс распространения облака. Обычно это приводит к дрейфу шлейфа или облака атмосфере с постепенным изменением их высоты и формы примерно так, как это показано на рис.1. Причины тому — действие архимедовых и сил, а также размыв поверхности этих образований за счет трения о поверхность земли и турбулентного рассеяния газов в процессе так называемой атмосферной диффузии (турбулентная диффузия).
Величина трения о земную поверхность обычно зависит от размеров зданий, оврагов, деревьев, кустов и других естественных шероховатостей.
| 
 а б в Рис. 1. Распространение облака АХОВ в атмосфере а — легкий газ, б — газ равный по плотности воздуху, в — тяжелый газ  | 
Влияние атмосферы определяется направлением и скоростью циркулирующих в ней потоков, в том числе потока тепловой энергии. Для учета такого влияния при математическом моделировании обычно используют шесть классов устойчивости атмосферы:
А — сильно неустойчивая с преобладанием конвекции,
В — умеренно неустойчивая,
С — слабо неустойчивая атмосфера,
D — нейтральная стратификация, т.е. изотермия,
Е — слабо устойчивая с инверсией,
F — умеренно устойчивая.
Ниже, в табл. 1 приведена такая классификация в зависимости от времени суток, скорости ветра, облачности и солнечной радиации.
Табл. 1. Классы устойчивости атмосферы по Ф. Пэсквиллу
| 
 Скорость ветра u на высоте 10 м, м/с  | 
 День  | 
 Ночь  | 
|||
| 
 Инсоляция  | 
 Облачность  | 
||||
| 
 интенсивная  | 
 умеренная  | 
 слабая  | 
 тонкая  | 
 отсутствует  | 
|
| 
 u £ 2  | 
 A  | 
 A — B  | 
 B  | 
 –  | 
 –  | 
| 
 2 < u £ 3  | 
 A — B  | 
 B  | 
 C  | 
 E  | 
 F  | 
| 
 3 < u £ 5  | 
 B  | 
 B — C  | 
 C  | 
 D  | 
 E  | 
| 
 5 < u £ 6  | 
 C  | 
 C — D  | 
 D  | 
 D  | 
 D  | 
| 
 u > 6  | 
 C  | 
 C  | 
 D  | 
 D  | 
 D  | 
Приведенная классификация используется затем для определения ряда эмпирических коэффициентов и зависимостей, существенно влияющих на рассеяние вредного вещества в атмосфере.
В качестве других исходных данных применяются различные сценарии и факторы, а также количественные характеристики, полученные при исследовании первого этапа процесса формирования поражающих факторов.