История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
В эпоху, когда в литературе господствовал старославянский язык, а в науке — латинский, Скорина начал издавать книги на родном языке — белорусском. Это был исторический момент, потому что, издание и толкование Библии, принадлежало исключительно церкви и считалось ее монополией. Единственным посредником между Богом и людьми был священник. Толь он имел право изучать Библию и просвещать людей на своих проповедях. Скорина, переведя Библию с латинского на родной язык, сделал ее ближе и понятнее для простых прихожан. Он развенчал монополию церкви на единовластное постижение ее основ и сделал возможным обращение людей к Богу без посредников в лице священнослужителей.
Библия Скорины утверждала гуманистические идеи: достоинство человека, уважение к личности, служение родине и ее народу. Библейские сказания, притчи, заповеди звучат в авторской интерпретации по-новому, полны оптимизма и веры. Автор сделал акцент на земное, приближенное к человеку содержание Библии, ее практическую пользу, которую можно извлечь из ее чтения.
Библия Франциска Скорины была не только религиозным, но и историческим, литературным и энциклопедическим изданием. Он рекомендовал ее в качестве пособия по изучению не только «семи свободных искусств», но и географии, истории, медицины, права, этики и философии.
Для изучения каждой науки он рекомендовал определенную книгу: для изучения грамматики — Псалтырь, логики — книгу Иова, риторики — книги Соломоновы, музыки — «Песнь песней», арифметики — книги Моисеевы, геометрии и астрономии — книги Навина.
Франциск Скорина — величайший белорусский просветитель эпохи Возрождения. Он во многом опередил свое время, проповедовал любовь к ближнему, выступал против религиозного фанатизма и нетерпимости. Несмотря на то, что история не сохранила подробностей жизни белорусского просветителя, но время не стерло из памяти его имя, оно донесло до наших дней его книги, дела и мысли.
Большое значение в развитии просвещения и школы на Беларуси имела деятельность Николая Гусовского (1480 — 1540). Он был белорусско-польским поэтом-гуманистом и просветителем эпохи Возрождения. Выступая за расширение идей гуманизма в Европе, он стал носителем новолатинской поэтической традиции.
Получив в Беларуси первоначальное образование, дальнейшие знания черпал в Вильно, Польше и Италии. В 1518 году в составе польско-литовской дипломатической миссии он попадает в Рим, где окончательно сформировалась его творческая индивидуальность. В 1522 году в Риме им было написано лучшее его произведение «Песня про зубра», в котором автор выразил свою идейную и педагогически-просветительскую программу. Его произведения содержательно и идейно отличались от произведений античной средневековой традиции старолатинистов, таких как Цицерон, Вергилий, Гораций и др. Неслучайно автор «Песни про зубра» пишет свое произведение на латинском языке. Являясь языком науки и международного культурного общения, латинский язык, позволял расширить читательскую аудиторию, больше узнать в Европе об истории и культуре Беларуси и Литвы.