История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
2. С момента установления на Руси татаро-монгольского ига (1240), земли, на которых развивалась белорусская народность, вошли в состав образованного Великого княжества Литовского. По экономической мощности, количеству населения и уровню культуры оно стало одним из крупнейших и влиятельнейших государств Европы.
О распространении письменности и просвещения на Беларуси в XIV–XVI веках подтверждают многочисленные документы. Одним из таких является текст Оршанского рукописного евангелия (XIV в.), который свидетельствовал о высоком уровне образования и грамотности.
Государственным языком в Великом княжестве Литовском до 1697 года являлся белорусский язык. На этом языке работала канцелярия великого князя и велась деловая переписка со многими странами Восточной Европы. Столицей Великого княжества Литовского стал город Вильно.
Белорусские школы, создаваемые при православных монастырях и храмах, в большинстве своем были начальными и давали элементарные знания по чтению, письму и счету. Лишь некоторые из них, находившиеся в крупных городах, организованные при крупных монастырях и кафедральных соборах, давали учащимся знания по своему уровню не уступавшие католическим средним школам.
С XIV века на территории Беларуси начинается экспансия католицизма. Как и в Европе, католическая церковь монополизировала просвещение. При костелах открывались соборные и кафедральные школы. Они функционировали в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве и других городах. Одной из самых древних кафедральных католических школ была — Виленская, которая функционировала с начала XV века.
Кафедральными школами заведовали состоящие при епископах капитул схоластики и надзиратели, которые обязаны были управлять школами и следить как за преподаванием, так и за убеждениями учеников и учителей. Как правило, они состояли из трех классов и в них изучались латинский, польский и греческий языки, арифметика, грамматика и пение. Они были призваны готовить, прежде всего, церковнослужителей, но в них готовили также грамотных людей для государственной службы.
Некоторые кафедральные школы давали повышенный уровень образования, который составлял «семь свободных искусств»: грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию.
Основными методами преподавания в школах того времени были чтение, заучивание наизусть, устные и письменные упражнения, диктовки, переводы с одного языка на другой. Католические школы не имели одинаковых принципов и методов учебно-воспитательной работы, единых планов и учебников.