История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Важную роль в развитии образования Полоцкой земли сыграла внучка легендарного полоцкого князя Всеслава Чародея — Ефросиния Полоцкая (1110 — 1173). Она была очень образованным человеком своего времени. В 12 летнем возрасте княжна Предслава отреклась от светской жизни, тайно уйдя от родителей в монастырь и приняв там постриг. Поселившись в Софийском соборе в Полоцке, она взяла себе имя Ефросиния Полоцкая собрала вокруг себя самых образованных и талантливых людей своего времени и показала личный пример на ниве просвещения и письменности.
Молодая монашка принялась переписывать церковные книги. В основном это были святые книги, фрагменты византийских хроник и отечественных летописей. Эта работа была очень тяжелой и трудоемкой, исключительно мужской, но князевна придала этому делу широкий размах и создала специальную библиотеку. Она сложила полоцкую летопись, писала стихи, переводила литературу с греческого и латинского языка, была автором двух монастырских уставов, вела переписку с Византией.
Основав два монастыря, один из которых был женским, Ефросиния при нем открыла школу, где большое внимание уделяла обучению девушек-монахинь. Она не только учила своих послушниц чтению и письму, но и стремилась воспитать в них лучшие человеческие моральные и духовные качества. В организованной ею школе юные кроме чтения, письма, цифири (счета) и пения изучали греческий и латинский языки, приобретали сведения о природе, медицине, риторике и из других областей знаний.
Таким образом, монахиня стремилась укоренить в образовании моральные взгляды, которые веками формировались народной педагогикой, а позднее церковью. Необходимо отметить, что свою женскую школу она открыла значительно раньше, чем аналогичные учебные заведения при женских монастырях в Киеве и Суздале.
Неизвестный автор конца XII — начала XIII вв., который описал «Житие Ефросинии Полоцкой», с гордостью называет князевну великой просветительницей Полоцкой земли, неоднократно подчеркивая ее активную социально-педагогическую деятельность.