История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
5. Школа и педагогическая мысль в XVII веке на Беларуси развивалась в условиях борьбы реакционных и прогрессивных течений в общественном движении, политике и культуре, в условиях противостояния религиозного и светского начал.
Одним из активных идеологов реформационного движения на Беларуси в начале XVII века был Язеп Руцкий (1574 — 1637). Будучи ректором Виленской униатской семинарии Я. Руцкий обосновывал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Свои педагогические взгляды он изложил в научно-педагогическом трактате «Дискурс». Благодаря своему огромному политическому влиянию и прочным контактам с европейскими монархами, униатский митрополит, педагог и писатель открывал при монастырях школы и типографии, где переписывались летописи, жития святых и другие различные произведения самого разного содержания.
Одной из ключевых фигур в педагогической мысли XVII века был Епифаний Славинецкий (? — 1676). Греческий монах, выпускник университета в городе Падуя (Италия) был приглашен в Россию для перевода и правки богослужебных книг и переводов. Благодаря его переводу произведения «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, основателя европейской научной медицины, в Московии ускорилось развитие медицины как науки.
В 1653 году в Москве им была открыта греческая школа в Чудовом монастыре. Несмотря на то, что педагогическая деятельность для него второстепенный характер, Е. Славинецкий автор одного из самых знаменитых педагогических трактатов XVII века «Гражданство обычаев детских». В этом произведении просветитель в вопросно-ответной форме изложил основные правила поведения ребенка в доме, в школе, в церкви, в присутствии взрослых, в играх и т. д. В этих поучениях Е. Славинецкий обобщил передовой народный педагогический опыт и попытался дать ему научное обоснование.
Представитель белорусской педагогической мысли, выходец из Полоцка, ученый, поэт и педагог Симеон Полоцкий (1629 — 1680) оказал значительную роль в истории государства российского и развитии просвещения. Его настоящее имя — Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович. Образование он получил в Полоцкой братской школе, затем в Киево-Могилянской академии (основанной в 1632 г.), а потом продолжил обучение в Виленской иезуитской академии.
Вернувшись на родину, он принимает монашество и имя Симеон и получает должность учителя Полоцкой братской школы, где ранее обучался сам. В этой школе С. Полоцкий помимо славянского, греческого и латинского языков ввел преподавание белорусского языка, предпринял попытку содержательно углубить курсы геометрии, астрономии, филологии и логики. При школе С. Полоцкий открыл театр, для которого писал пьесы и стихотворения и вместе со своими учениками осуществлял постановки.