История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Выходных дней у учащихся не было. По субботам повторяли все изученное за неделю, а в воскресенье дети слушали беседы на религиозную тематику, занимались на музыкальных инструментах, пели в школьном хоре. За пропуски учащихся строго наказывали, вплоть до исключения. Физические меры воздействия не приветствовались и применялись крайне редко. Ректор школы и учителя осуществляли тесную связь с родителями ученика.
Братства, которые нанимали учителей для преподавания в школах, строго следили за их моральным и нравственным обликом и весьма тщательное внимание уделяли уровню подготовки педагога. Учитель братской школы должен был быть «благочестив, рассудителен, кроток, воздержлив, не пьяница, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не чародей, не пособник ересей, защитник веры, к детям относится строго, но с любовью, быть примером в добрых и пристойных дела». Педагог должен был учить всех учеников одинаково. В детях ценить живой ум, любознательность, твердые знания и благочестивое поведение.
Братские школы на территории Беларуси были двух типов: повышенные и элементарные. В школах повышенного типа углубленно изучались семь свободных искусств, преподавание в основном велось на славянском языке, в процессе обучения использовались активные методы преподавания и обучения. Из языков, изучаемых в братских школах, особое внимание уделялось греческому и церковнославянскому языкам. На церковнославянский язык переводились почти все учебники братских школ. На греческом языке были написаны основные канонические труды по православию. Православному духовенству любого народа, в том числе белорусам, украинцам и русским, приходилось постоянно обращаться к религиозным сочинениям на греческом языке, например, к сочинениям Иоанна Златоуста.
В Вильно, Бресте и Могилеве, в других братских школах изучали латинский и польский языки. Латинский был языком науки в университетах, в том числе Краковском, Виленской академии. На польском и латинском создавались религиозно-полемическая и светская литература.
В преподавании диалектики в качестве учебника использовалась «Диалектика» Дамаскина, переведенная с латинского языка на русский. В изучении диалектики ставилась задача подготовить учеников к разоблачениям католической веры, глубокому анализу религиозно-политической и светской литературы. Астрономия и математика изучались в большинстве школ. Изучение математики часто ограничивалось арифметикой. Музыка преподавалась во всех братских школах, как правило, под ней понималось церковное пение без сопровождения на музыкальных инструментах. История и география как отдельные предметы не преподавались, однако сведения по ним учащиеся получали. Исторические данные предлагались главным образом из летописных источников, риторики, текстов Священного писания, жития святых, а географические знания включались в астрономию и диалектику.