История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 2
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 3
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 4
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 5
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 6
- Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. 7
- 2. Школа и просвещение на Беларуси в период ее вхождения в Великое княжество Литовское (вторая половина XIII — 1569 г.).
- Школа и просвещение на Беларуси 2
- Школа и просвещение на Беларуси 3
- Школа и просвещение на Беларуси 4
- Школа и просвещение на Беларуси 5
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 2
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 3
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 4
- 3. Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации. 5
- 4. Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси во второй половине XVII–XVIII вв.
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 2
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- Экспансия католицизма и школьное образование в Беларуси 3
- 5. Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой.
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 2
- Белорусская педагогическая мысль в период ее вхождения в состав Речи Посполитой. 3
Одним из последователей культурно-просветительской и философской традиции Франциска Скорины был великий белорусский мыслитель, ученый-гуманист, педагог — Симон Будный (1530 — 1593). Крупнейший деятель реформационного движения второй половины XVI века, основоположник рационалистической критики христианства. Подобно Ф. Скорине, он стремился использовать Библию как средство просвещения населения. Но Будный пошел намного дальше своего предшественника, так как для него первоочередной задачей было критическое переосмысление священного писания. Его произведения были известны далеко за пределами Речи Посполитой, во многих славянских странах, а также в Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Италии.
Высшее образование Будный получил в Краковском университете, по возвращении на родину служил учителем в Вильно, проповедником в Клецке. В 1562 году в Несвиже он издал «Катехизис для деток христианских языка русского». Эта книга стала первой напечатанной на территории Беларуси и первым школьным учебником на белорусском языке. В этом произведении Будный заявил о себе как о представителе гуманистической педагогической мысли. В «Катехизисе» в простой и доступной форме детям излагались основные положения вероучения, подвергались критике богословские догмы, поднимались проблемы гражданской ответственности и свободы. Поднимаемые автором темы, выходили за рамки обычного детского пособия.
В «Катехизисе» Будный выдвинул требование всеобщего образования, необходимости всестороннего обучения и воспитания на белорусском языке, пробуждения национального самосознания. Основой воспитания педагог-гуманист провозглашал труд. Будучи противником католицизма, выступал против иезуитских методов воспитания и обучения. Резко критиковал схоластическую школу, которая, по его мнению, не уважала другие языки, кроме латыни.
Свои этические и педагогические идеи Симон Будный развивал в богословских сочинениях — «Библия» (1572), «Новый завет» (1574), «О важнейших статьях христианской веры» (1576) и др.
Симон Будный — крупнейший ученый гуманист своего времени, идеолог реформационного движения в Беларуси и Литве. Он возглавил активную борьбу за развитие просвещения, науки и культуры, объединил вокруг себя противников феодально-католической реакции, философов, общественных деятелей различных направлений, уделял большое значение развитию школьного образования на родном языке.
Большой вклад в развитие просвещения на Беларуси внес Василий Тяпинский (родовая фамилия Омельянович) (1530 — 1600). Его деятельность носила ярко выраженный патриотический характер и по своей сути явилась продолжением тех культурно-просветительных традиций, которые были заложены педагогами-гуманистами в первой половине XVI века.